Дисертація присвячена проблемі економічної освіти студентів трудового навчання шляхом вивчення економіки виробництва. У дисертації розкрита суть сучасної економічної діяльності, проведено аналіз економічних відношень в умовах ринку і визначені економічні знання, уміння і навички, що є необхідними вчителям праці для здійснення учбово-виробничої діяльності. Визначено конкретний напрямок економічної освіти вчителів трудового навчання і послідовність формування у студентів економічних знань, умінь і навичок із дотриманням міжпредметних зв’язків загальнотехнического циклу “Основи виробництва”. Розроблено методику вивчення економіки виробництва, зміст і структура якої відповідає принципам послідовності і безперервності. Сконструйовано систему педагогічних технологій економічної освіти вчителів праці, в основу якої покладено модель розвиваючого навчання. Встановлено комплекс методів, що забезпечують пізнавальний інтерес студентів до економічної підготовки. У процесі експериментальної роботи проведена кількісна і якісна оцінка рівнів сформованості у студентів економічних понять, умінь і навичок. Встановлено, що рівень сформованості економічних понять студентів експериментальних груп значно вище. Одержані у процесі дослідження результати пройшли експериментальну перевірку трьох педагогічних вузах України. Основний зміст роботи викладено в 6 публікаціях.
Диссертация посвящена проблеме экономического образования студентов трудового обучения путём изучения экономики производства. В диссертации освещены социально-ориентированные предпосылки экономического образования будущего учителя трудового обучения. Констатируется быстрая переориентация общественной жизни в Украине на новые (рыночные) экономические отношения, которые предусматривают существование разнообразных экономических связей между всеми субъектами экономических взаимоотношений. Раскрыта суть современной экономической деятельности, проведён анализ экономических отношений в условиях рынка и определены экономические знания и умения необходимые учителям труда для осуществления учебно-производственной деятельности. В диссертации показано, что неподготовленность общества к новым условиям хозяйствования в первую очередь привела к стремительному падению производства преобладающего большинства его отраслей. В доказательство этого приведены статистические данные, характеризующие динамику объёма производства в Украине, показатели уровня потребления материальных благ на душу населения а также величину внутреннего валового продукта. Приведенные статистические показатели проанализированы с точки зрения взаимосвязи образования и социальных преобразований. Показаны различные взгляды известных учёных на эту проблему. Обосновано историческое и современное состояние проблемы экономического образования педагогических кадров и, в частности, учителей трудового обучения. Обоснованы недостатки современных авторских программ по экономическим дисциплинам для будущих учителей труда. Проведен логикодидактический анализ экономических понятий и категорий и сформулированы дидактические условия формирования учебного материала по экономике производства. Основные виды экономических понятий и категорий объединены в определённые группы согласно их экономического содержания. Определено конкретное направление экономического образования учителей трудового обучения и последовательность формирования у студентов экономических знаний, умений и навыков с соблюдением межпредметных связей общетехнического цикла “Основы производства”. С помощью математических методов исследования проведён матричный анализ экономических понятий и терминов, в результате которого было выявлено 187 связей между экономическими элементами из 409 возможных. На основе результатов проведенного матричного анализа установлена логическая последовательность изучения студентами экономики производства. Разработана методика изучения экономики производства содержание и структура которой отвечает принципам последовательности и непрерывности. Используя графоаналитический метод исследования педагогических систем, структура учебного материала представлена в виде наглядной логической схемы. Путём апробации различных методов экономической подготовки сконструирована система педагогических технологий экономического образования учителей трудового обучения, в основу которой положена модель развивающего обучения. Выявлен комплекс методов, обеспечивающих познавательный интерес студентов к экономической подготовке. Разработана система тестов, учебных задач и деловых игр производственноэкономического содержания, которые содействуют формированию и закреплению экономических знаний; установлен алгоритм их решения и последовательность их введения в учебный процесс. Определены требования, предъявляемые к участникам деловой игры, составлены план-график для проведения деловых игр и шкала поощрений за результаты учебно-производственной деятельности. В процессе экспериментальной работы проведена количественная и качественная оценка уровней сформированности у студентов экономических понятий, умений и навыков. Проведены контрольные срезы на разных этапах практической реализации предложенной последовательности формирования понятий и определены показатели динамики уровней их сформированности. Установлено, что у студентов экспериментальных групп уровень сформированности экономических понятий значительно выше. Разработана система условных оценок для расчёта коэффициента усвоения учебного материала и методика их перевода в традиционную пятибалльную систему. Установлены способы проверки эффективности усвоения учебного материала на основе сравнивания результатов выполнения контрольных робот студентами экспериментальных и контрольных групп. Полученные в процессе исследования результаты прошли экспериментальную проверку в пяти педагогических вузах Украины. Основное содержание работы изложено в 6 публикациях.
The thesis is devoted to the problem of economics education of labour training students by learning the course “ Economics of production”. The thesis grounds the essence of modem economic activity, gives the analysis of economic relations in market conditions and defines knowledge in economics, habits and skills necessary for manual labour teachers for realization of education production activity. The curriculum of the course “Economics of production” and practical recommendations to the course have been worked out, the contents and the structure conform to the principle of consistency and continuity. The system of pedagogical technologies of economics education of labour training teachers has been built. It is based on the model of progressing teaching. The complex of methods providing students cognitive interest in economics training has been set. In the process of experimental work qualitative and quantitative evaluation of levels forming economics concepts, habits and skills in students has been conducted. It should be noted that the level of forming economics concepts in experimental students in mach higher. The obtained results have been experimentally tested in five pedagogical institute of Ukraine. The contents of research is presented in 6 publications.