Дисертацію присвячено дослідженню поетики прозового набутку письменників-педагогів Марії Колцуняк та Івана Садового, її структуротвірної та характерологійної реалізації, рис індивідуального стилю митців. У роботі введено неканонічне поняття «вчительська» проза», визначено її феномен й узагальнено специфічні риси в парадигмах творчості українських літераторів-педагогів кінця XIX - перших десятиліть XX ст. Охарактеризовано проблематику, жанрово-композиційні особливості, літературну характерологію, ідейно-стильову самобутність малої та повістевої прози Марії Колцуняк та Івана Садового, що сприяло здобуттю ширших науково-об’єктивних знань про західноукраїнську «вчительську» прозу. Епічний набуток митців осмислено в аспекті традицій/інноваційності в українському письменстві, у порівнянні з досягненнями прози літераторів-педагогів «першого ряду» та менш відомих репрезентантів «учительського письма».
Диссертация посвящена исследованию поэтики прозаического наследия учителей-писателей Марии Колцуняк и Ивана Садового. В работе вводится неканонический термин «учительская» проза», который рассматривается как совокупность художественных прозаических произведений писателей, совместивших в жизни литературную и педагогическую деятельность. На основе общей характеристики тематики и жанровой полифонии произведений знаменитых и менее известных украинских учителей-писателей конца XIX - первых десятилетий XX ст. определяются лейтмотивы и художественные особенности «учительской» прозы, научно-объективные сведения о которых расширяются в процессе комплексного анализа эпического наследия Марии Колцуняк и Ивана Садового. В работе исследованы проблематика, идейно-тематическое своеобразие, жанрово-композиционные особенности малой прозы обоих литераторов-педагогов и их повестей: «Навстречу солнцу золотому», «Против волн» М. Колцуняк, «Безымянные плугари», «Танец смерти», «Весенний гам» Ивана Садового. Определены стилевые доминанты, литературная характерология, средства психологизации текстов и создания художественного мира репрезентантов «учительского письма». Эпическое наследие М. Колцуняк и Ивана Садового осмыслено в аспекте традиций/инноваций в украинской литературе, в сравнении с достижениями прозы писателей-педагогов «первого ряда» (И. Нечуя-Левицкого, Б. Гринченко, Степана Васильченко и др.), а также менее известных литераторов (Ульяны Кравченко, Е. Ярошинской, Л. Яновской, И. Филипчака, Д. Макогона). Обосновано влияние опыта педагогической, общественнопросветительской деятельности М. Колцуняк и Ивана Садового на идейнотематическое своеобразие их произведений из жизни интеллигенции, на создание характеров протагонистов, формирование творческой манеры писателей. На основе анализа произведений обоих литераторов-педагогов выделено их отличительные и общие художественные черты. Среди общих особенностей «учительской» прозы М. Колцуняк и Ивана Садового - акцент на проблемах обучения и воспитания молодежи, жизнедеятельности народных учителей и их функций в обществе, наличие в повестях идеализированных образов интеллигентов, эталонов наследования для педагогов, проведение мотива учительской самоотверженности, четко выраженное автобиографичное начало как проявление авторских интенций. Преимущественно реалистичная манера письма не воспрепятствовала овладению писателями новыми формами художественного отображения действительности: предпочтение в создании характеров средств, позволяющих передать психологию личности, наличие обновленных масштабных символов, наполнение текстов философским смыслом. Сделан вывод о значимости индивидуального вклада М. Колцуняк и Ивана Садового в украинскую «учительскую» прозу современной им эпохи. Комплексное аналитико-синтетическое исследование прозаического наследия М. Колцуняк и Ивана Садового, впервые осуществленное в литературоведении, позволяет утверждать, что их творчество имеет художественно-эстетическое значение и сегодня сохраняет воспитательное влияние на читателя.
The thesis is devoted to investigating the poetic style of the prose works of the writers-teachers Mariya Koltsunyak and Ivan Sadovy, its structure creating and characterological realization, the authors’ individual style peculiarities. The investigation introduces the non-canonic notion ‘teachers’ prose, its phenomenon is defined and the specific features in the paradigms of the end of the XIXth century - the first decades of the XXth century Ukrainian teachers-writers group creative activity are generalized. The problem set, genre and plot peculiarities, literary characterology, ideas and style individual peculiarities of the short novelette prose of Mariya Koltsunyak and Ivan Sadovy promoting getting the wider scientific and objective knowledge on the Western Ukrainian ‘teachers’ prose are characterized. The epic acquisition of the authors is analyzed in the aspect of traditions/innovations among the Ukrainian writers compared to the achievements of the ‘first row’ teachers-writers and less known representatives of the ‘teachers’ prose.