Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Формування узагальнених прийомів розумової діяльності в майбутніх вчителів початкових класів у процесі вивчення дисциплін математичного циклу

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Глузман, Неля Анатоліївна
dc.date.accessioned 2020-10-13T12:07:12Z
dc.date.available 2020-10-13T12:07:12Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Глузман, Неля Анатоліївна. Формування узагальнених прийомів розумової діяльності в майбутніх вчителів початкових класів у процесі вивчення дисциплін математичного циклу : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання математики / Глузман Неля Анатоліївна ; [наук. керівник Слєпкань Зінаїда Іванівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31140
dc.description.abstract У роботі виконано комплексне дослідження наукових основ проблеми формування системи узагальнених прийомів розумової діяльності в майбутніх учителів початкових класів в процесі вивчення курсів: “Математика”, “Теоретичні основи початкового курсу математики і методика її навчання”. Розроблено теоретичну модель формування системи узагальнених прийомів розумової діяльності, що включає процесуальні і змістові дії, які забезпечують високий рівень осмислення ходу виконання математичного завдання і сутності засвоєних понять. Виділено в курсі математики педагогічних факультетів місце і методику формування прийомів розумової діяльності і дано рекомендації з їхнього використання при переносі на методику навчання математики в початковій школі і педагогічну практику. ua
dc.description.abstract В работе выполнено комплексное исследование научных основ проблемы формирования системы обобщенных приемов умственной деятельности у будущих учителей начальных классов в процессе изучения курсов “Математика”, “Теоретические основы начального курса математики и методика ее преподавания”. На основе изученной литературы и результатов имеющихся исследований уточнено понятие «обобщенный прием умственной деятельности». В исследовании его рассматривали как целостную органичную совокупность действий, которая отражает процессуальную и содержательную сторону учебной деятельности и направлена на активное самостоятельное решение проблемных учебных задач обучающихся. Существенное отличие используемого в исследовании подхода к рассматриваемой педагогической проблеме состоит в том, что обобщенные приемы умственной деятельности обладают системностью, универсальностью, комплексностью, самостоятельностью и педагогической направленностью. Они позволяют студентам решать многообразные математические задачи, а также являются необходимой базой для развития профессионального творчества будущих учителей начальных классов. Выделены в курсе математики педагогических факультетов место и методика формирования приемов умственной деятельности и даны рекомендации по их использованию при переносе методику преподавания математики в начальной школе и педагогическую практику. Разработанная методика экспериментального обучения с учетом психолого-педагогических закономерностей предполагает применение студентами обобщенных приемов умственной деятельности как основы для выполнения системы упражнений по математике и методике ее преподавания в начальной школе в условиях уровневой дифференциации. Качественный и количественный анализ результатов опытного обучения показали, что студенты экспериментальных групп, овладев обобщенными приемами умственной деятельности, самостоятельно осуществляли их выбор, перестройку и перенос на нетиповые математические задания, а также на курс начальной математики. Организация обучения математическим дисциплинам на факультетах начального обучения с позиций деятельностного подхода и теории поэтапного формирования умственных действий с использованием методических возможностей, которыми располагает проблемное обучение, математических тестов, средств современных информационных технологий позволило обеспечить эффективное и качественное формирование у студентов обобщенных приемов умственной деятельности. Разработанная методика формирования обобщенных приемов умственной деятельности прошла апробацию в педагогических вузах и университетах Крыма, Луганска, Херсона. Педагогический эксперимент показал эффективность предложенной методики развития и формирования обобщенных приемов умственной деятельности более высокими показателями качества математической и методической подготовки будущих учителей начальной школы, повышением уровня их умственной деятельности, высокую научность, деятельностный подход и педагогическую направленность в процессе изучения математических дисциплин у студентов экспериментальных групп специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание». ua
dc.description.abstract The work provides complex research of scientific principles of system of the generalized methods of mental activity of future primary school teachers problem formation executed during studying Mathematics courses, “Theoretical principles of initial course of mathematics and methods of its teaching”. The theoretical model of system of the generalized methods of mental activity, including remedial and substantial actions which provide the high level of judgment of a mathematical problem solving and the essence of the acquired concerts is developed. The place and methods of mental activity formation arc allocated in a course of mathematics of teachers training faculties and recommendations tor their use are given at carry on other disciplines of professionally focused cycle - methods of mathematics teaching in primary school and teaching practical training. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject загальна розумова дія ua
dc.subject узагальнений прийом розумової діяльності ua
dc.subject система узагальнених прийомів розумової діяльності ua
dc.subject рівнева диференціація ua
dc.subject діяльнісний підхід ua
dc.subject творче мислення ua
dc.subject общее умственное действие ua
dc.subject обобщенный прием умственной деятельности ua
dc.subject система обобщенных приемов умственной деятельности ua
dc.subject уровневая дифференциация ua
dc.subject деятельностный подход ua
dc.subject творческое мышление ua
dc.subject General (common) intellectual the action ua
dc.subject the generalized method of ment act ua
dc.subject system of the generalized receptions of cerebration ua
dc.subject level differentiation ua
dc.subject operational approach ua
dc.subject creative thinking ua
dc.subject.classification 371.3:372.47:378 ua
dc.title Формування узагальнених прийомів розумової діяльності в майбутніх вчителів початкових класів у процесі вивчення дисциплін математичного циклу ua
dc.title.alternative Формирование обобщенных приемов умственной деятельности у будущих учителей начальных классов в процессе изучения дисциплин математического цикла ua
dc.title.alternative Formation of the generalized methods of mental activity of future primary school teachers in the course of mathematical disciplines studying teachers ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics