ISSN: 2310-8290
dc.contributor.author | Мельник, Валерія Валеріївна | |
dc.date.accessioned | 2020-07-30T07:48:31Z | |
dc.date.available | 2020-07-30T07:48:31Z | |
dc.date.issued | 2013 | |
dc.identifier.citation | Мельник, Валерія Валеріївна. Соціально-філософські експлікації страху на матеріалі протестантської версії екзистенціалізму : автореферат дис. ... докт. філос. наук : 09.00.03 - соціальна філософія та філософія історії / Мельник Валерія Валеріївна ; [наук. консультант Пронякін Володимир Іванович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2013. - 35 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30592 | |
dc.description.abstract | У дисертаційній праці розглянуто модифікацію та експлікацію метафізичного страху в протестантській версії екзистенціалізму, зокрема, досліджено, що релігійний протестантський метафізичний страх виникає тоді, коли саме існування для людини стає проблемою, коли старі цінності зруйновані, а нові ще не збудовані, і віра людини відкриває її апофатичність і трансцендентність. Феномен страху для самосвідомості людини є ключовою часткою світовідчуття її онтологічного місця у світі, що «переживається» через психологічну сферу людського існування. Акцентується увага на соціальній модифікації страху. Соціальна нестабільність породжує страх людини перед власним майбутнім, перед Богом, призводить до невротизації населення, відчуження й негативно впливає на процеси суспільного розвитку в цілому. Продемонстровано також ритмічну еволюцію основних форм страху, які змінюють одна одну. Одні з них є захисною реакцією індивіда на зовнішні «подразнення» (патологічні), а інші - пробуджують у ньому тугу самотності (депресивні), спрямовану на інтеграцію в суспільстві. Доведено, що специфічним випадком страху є страх перед Богом, пояснюється це світоглядним характером християнського персоналізму та протестантизму й діалектичним характером взаємодії старо- і новозавітного комплексу ідей у християнстві. | ua |
dc.description.abstract | В диссертационном исследовании рассматривается модификация и экспликация метафизического страха в протестантской версии экзистенциализма, в частности исследовано, что религиозный протестантский метафизический страх возникает тогда, когда сама экзистенция для человека становится проблемой, когда старые ценности разрушены, а новые еще не построены и вера человека открывает его апофатичнисть и трансцендентность. Рассматривается модификация страха одиночества, греха, смерти, страха перед Богом, любовью. Делается акцент на экзистенциальном социальном страхе пребывания на грани небытия. Это страх человека, который отказался от личной экспансии снаружи, но опасается вторжения извне и поэтому является импульсивно агрессивным. Социальный страх перед традиционными ценностями, требует движения вперед. Это страх человека-одиночки, бегущего от сообщества, подвергается стрессу от отсутствия безопасного пространства в виде устоявшихся конвенций и норм. Это страх подавленности биологического фундамента человеческой личности социальными нормами, порождающий массовые неврозы. Протестантская философия является симптомом обострения и терапией массовых страхов, вызванных распадом традиционных структур. Открывая переживания личности, философия протестантизма делает внешний мир этой личности более предсказуемым, но это не приводит к преодолению страхов, которые необходимы с точки зрения существования человеческой свободы. Возможно лишь устранения чрезмерного соперничества, ориентации на овладение (а не бытие) и осмысленность всего, даже страдания и страха. Феномен страха для самосознания человека является ключевой частью мироощущения его онтологического места в мире, «переживается» через психологическую сферу человеческого существования. Акцентируется внимание на социальной модификации страха. Несовершенство, слабость порождает страх человека перед собственным будущим, перед Богом, приводит к невротизации населения, отчуждению и негативно влияет на процессы общественного развития в целом. Установлено, что причиной страха является угроза отчуждения в широком смысле (от индивидуальной сущности или от общества, природы, Бога, родовой сущности и т. п.), возможность которого вытекает из сложной божественной природы человека, определено стремление последней к коммуникации и защите своей индивидуальности одновременно. Продемонстрировано также ритмичную эволюцию основных форм страха, которые сменяют друг друга. Одни из них являются защитной реакцией индивида на внешние «раздражения» (патологические), а другие пробуждают в нем тоску одиночества (депрессивные), направленную на интеграцию в общество. Доказано, что специфическим случаем страха является страх перед Богом, объясняется это мировоззренческим характером христианского персонализма и протестантизма и диалектическим характером взаимодействия старо- и новозаветного комплекса идей в христианстве. Отмечено, что феномен страха достовернее рассматривать в двух антропологических кругах: в эмпирическом и трансцендентном. В жизни отдельного человека и общества определенные круги существуют в целостно-тотальном единстве, и только исторически, под влиянием доминантной мировоззренческой установки, искусственно расщепляются. Онтогносеологические и оккультные подходы к проблеме страха сосредоточены на проблеме родства человека к целому и страха как сакральном и непонятном чувстве. С точки зрения этой методологии страх может вести человека к познанию Бога, объединять, или наоборот вызвать раздражение и тревогу, а также подталкивать к размышлениям и действиям. Человека любят - это страх, его ненавидят — это тоже страх, потому что боятся признать его безупречность. Однако страх может пониматься и как нечто, что именно является результатом отчуждения, препятствует воссоединению человека с истинным бытием. Страх любви во взаимосвязи с другими экзистенциалами является мировоззренческой основой индивида, центром духовного освоения им окружающей действительности, ориентиром смысла определения личности. Любовь как экзистенциал предполагает акт трансцендирования и экзистенции за грани эмпирической реальности и бытия индивидов. | ua |
dc.description.abstract | The given research investigates the modification and explication of metaphysical fear in the protestant version of existentialism. In part, it is researched that the religious protestant metaphysical fear appears when the very existence of a person becomes a problem, when old values are ruined and new ones are not yet formed and the person’s belief reveals its apofathy and transcendence. The phenomenon of fear for the consciousness of a person is a key particle of his/her awareness of the proper ontological place in the world which is percepted through the psychological sphere of human existence. The social modification of fear is given attention to. Social instability provokes the fear of a person before his/her own future, before God, leads to the neurotization of the population, isolation and influences negatively on the processes of the entire social development. It is proved that the cause of fear is the threat of isolation in its broadest meaning (from individuals or from a company, nature, God, family,etc.) which may issue from a complicated biosocial nature of a person who tends to communication and at the same time to the defence of his/her individuality. The rhythmic evolution of the main forms of fear which succeed one another is also demonstrated. Some of them are the defensive reactions of an individual to outer irritations (pathological), and others evoke in him/her the crave for loneliness (depressive),directed to integration into community. It is proved that a specific example of fear is fear before God. It can be explained by the world outlook of the Christian personalism and Protestantism and dialectical character of interaction between Old and New Testament complex of ideas in Christianity. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | страх | ua |
dc.subject | метафізика | ua |
dc.subject | протестантизм | ua |
dc.subject | трансцендентне | ua |
dc.subject | окультизм | ua |
dc.subject | містика | ua |
dc.subject | антропологічна межа | ua |
dc.subject | самотність | ua |
dc.subject | смерть | ua |
dc.subject | страх Божий | ua |
dc.subject | страх | ua |
dc.subject | метафизика | ua |
dc.subject | протестантизм | ua |
dc.subject | трансцендентное | ua |
dc.subject | оккультизм | ua |
dc.subject | мистика | ua |
dc.subject | антропологическая граница | ua |
dc.subject | одиночество | ua |
dc.subject | смерть | ua |
dc.subject | страх Божий | ua |
dc.subject | fear | ua |
dc.subject | metaphysics | ua |
dc.subject | protestantism | ua |
dc.subject | transcendental | ua |
dc.subject | spiritualism | ua |
dc.subject | mystics | ua |
dc.subject | loneliness | ua |
dc.subject | death | ua |
dc.subject | fear of God | ua |
dc.subject | anthropological boundary | ua |
dc.subject.classification | 1:316.3+111.11+274 | ua |
dc.title | Соціально-філософські експлікації страху на матеріалі протестантської версії екзистенціалізму | ua |
dc.title.alternative | Социально-философские экспликации страха на материале протестантской версии экзистенциализма | ua |
dc.title.alternative | Social and philosophical explications of fear in the protestant version of existentialism | ua |
dc.type | Other | ua |