Стаття присвячена проблемі визначення теоретичних засад створення етичного освітньо-виховного середовища як важливої умови формування етичної компетентності майбутнього вчителя. Автором розглянуто особливості середовищного підходу в освіті, який являє собою сукупність принципів і способів використання можливостей середовища в реалізації педагогічних цілей. Визначено, що освітнє середовище є сукупність умов, що впливають на функціональне і просторове об’єднання суб’єктів освітнього процесу, між якими встановлюються тісні різнопланові групові взаємозв’язки і реалізуються їхні особистісні, навчально-професійні і професійні потреби, інтереси і здібності; відпрацьовуються і синтезуються сучасні методи і методики навчально-виховного процесу. Виховний потенціал освітнього середовища виявляється у тому, що воно сприяє перетворенню зовнішніх ставлень у внутрішню структуру особистості, наповненню етично-естетичними цінностями суб’єктів навчання і виховання, розповсюдженню нових культурних цінностей, створює сприятливі умови для всебічного розвитку і саморозвитку особистості, стимулює групові інтереси, підсилює взаємостосунки, сприяє засвоєнню соціального досвіду і придбанню якостей, необхідних людині для життя тощо.
Статья посвящена проблеме определения теоретических основ создания этической образовательно-воспитательной среды как важного условия формирования этической компетентности будущего учителя. Автором рассмотрены особенности средового подхода в образовании, который представляет собой совокупность принципов и способов использования возможностей среды в реализации педагогических целей. Определено, что образовательная среда представляет собой совокупность условий, влияющих на функциональное и пространственное объединение субъектов образовательного процесса, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи и реализуются их личностные, учебно-профессиональные и профессиональные потребности, интересы и способности; отрабатываются и синтезируются современные методы и методики учебно-воспитательного процесса. Воспитательный потенциал образовательной среды выражается в том, что она способствует превращению внешних отношений во внутреннюю структуру личности, наполнению нравственно-эстетическими ценностями субъектов обучения и воспитания, распространению новых культурных ценностей, создает благоприятные условия для всестороннего развития и саморазвития личности, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых человеку для жизни и т.д.
The article is devoted to the determination of the theoretical foundations of the creation of an ethical education and educational environment as an important condition for the formation of ethical competence of future teachers. The author describes the features of environmental approach to education, which is a set of principles and methods of environmental opportunities in the implementation of educational goals. It was determined that the educational environment is a set of conditions affecting the functional and spatial association of educational process, between which are established close relationships and diverse group realized their personal, educational and professional and professional needs, interests and abilities; are processed and synthesized by modern methods and techniques of the educational process. Educational potential of the educational environment is reflected in the fact that it promotes the conversion of foreign relations in the internal structure of personality, filling the moral and aesthetic values of the subjects of training and education, the spread of new cultural values, creates favorable conditions for the full development and self-development, promotes the interests of the group, strengthens relations, promotes the assimilation of social experience and the acquisition of the qualities necessary for a person to live, etc.