В статті розглядається методика тренування юних баскетболістів 13-14 років з порушенням мови. Приводиться створення програми розвитку координаційних здібностей, що дозволить вдосконалити систему підготовку юних баскетболістів з вадами мови. Відомо, що до занять спортом як до одного з найефективніших засобів соціальної та фізичної реабілітації залучаються люди з порушеннями зору, вадами інтелекту та ураженнями опорно-рухового апарату, зокрема й люди з вадами мови. Проблеми організації тренувального процесу цієї нозологічної групи ускладнюються такими функціональними порушеннями: соматичною ослабленістю, недостатньою рухливістю, відставанням у фізичному та моторному розвитку. Багато людей з вадами мови мають порушення з боку кардіореспіраторної системи (прискорений пульс, підвищений артеріальний тиск, порушений ритм дихання); з боку фізичного розвитку - сутулість, диспластичність будови тіла, дискоординація окремих м'язових груп, втома, емоційна нестійкість тощо. Відомо, що баскетбол - одна з найдинамічніших спортивних ігор, яка потребує функціонального, рухового та інтелектуального розвитку. У процесі гри різнобічно вдосконалюється розумова діяльність, координація рухів, здатність орієнтуватися в ситуаціях, що постійно змінюються. Треба констатувати, що технологія корекції різних сторін підготовки може бути ефективною за умови мобілізації всіх компенсаторних можливостей спортсменів з відхиленнями, а також і в юнаків-баскетболістів з вадами мови.
В статье рассматривается методика тренировки юных баскетболистов 13-14 лет с нарушением языка. Приводится создание программы развития координационных способностей, которое позволит усовершенствовать систему подготовку юных баскетболистов с изъянами языка. Известно, что к занятиям спортом как к одному из самых эффективных средств социальной и физической реабилитации привлекаются люди с нарушениями зрения, изъянами интеллекта и поражениями опорно-двигательного аппарата, в частности и люди с изъянами языка. Проблемы организации тренировочного процесса этой нозологической группы усложняются такими функциональными нарушениями: соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и проворном развитии. Многие люди с изъянами языка имеют нарушение со стороны кардиореспираторной системы(ускоренный пульс, повышенный артериальное давление, нарушенный ритм дыхания); со стороны физического развития - сутулость, диспластичность телосложения, дискоординация отдельных мышечных групп, усталость, эмоциональная неустойчивость и тому подобное. Известно, что баскетбол - одна из самых динамических спортивных игр, которая нуждается функционального, двигательного и интеллектуального развития. В процессе игры разносторонне совершенствуется умственная деятельность, координация движений, способность ориентироваться в ситуациях, которые постоянно изменяются. Надо констатировать, что технология коррекции разных сторон подготовки может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей спортсменов с отклонениями, а также и у юношей-баскетболистов с изъянами языка.
In the article methodology of training of young basketball-players is examined 13-14 with violation of language. Creation over of the program of developing co-ordinating flairs, that will allow to perfect the system preparation of young basketball-players flaw language, is brought. It is known that to going in for sports as to one of the most effective facilities of social and physical rehabilitation people are brought over with prepossess, defects of intellect and defeats of locomotorium, in particular and people flaw speech. The problems of organization of training process of this nosology group become complicated by such functional violations: somatic seek, by insufficient mobility, lag in physical and agile development. Many people flaw language have violation from the side of the cardiorespiratory system (speed-up pulse, increase arteriotony, broken rhythm of breathing); from the side of physical development is a stoop, dysplastic builds, disco ordination of separate muscular groups, tiredness, emotional instability and others like that. It is known that basket-ball - one of the most dynamic sport games, that needs functional, motive and intellectual development. In the process of game intellection, co-ordination of motions, sense of locality in situations that change constantly, improves scalene. It is necessary to establish, that technology of correction of different parties of preparation can be effective on condition of mobilization of all scary possibilities of sportsmen with rejections, and also and for youthsbasketball-players flaw language.