ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Співак, Любов Миколаївна | |
dc.date.accessioned | 2020-01-10T14:57:39Z | |
dc.date.available | 2020-01-10T14:57:39Z | |
dc.date.issued | 2016 | |
dc.identifier.citation | Співак Любов Миколаївна. Психологічні основи розвитку національної самосвідомості в юнацькому віці : автореф. дис. ... докт. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Співак Любов Миколаївна ; [наук. консультант Булах Ірина Сергіївна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 43 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/26775 | |
dc.description.abstract | У дисертації презентовано теоретико-методологічний аналіз проблеми дослідження, психологічну сутність і структуру феномена «національна самосвідомість особистості юнацького віку». Обгрунтовано інтегративно-ціннісний підхід і принципи (національної самототожності, об’єктивації національного «Я», синергійності національного аутостереотипу й реальної (ідеальної) модальності національного «Я») вивчення ґенези національної самосвідомості особистості в юності; розроблено та емпірично верифіковано її психологічну модель. Визначено критерії (здатність особистості до національної саморефлексії; ціннісне ставлення особистості до себе як суб’єкта нації; ціннісне ставлення особистості до представників своєї нації; здатність особистості до національно-психологічної саморегуляції), показники і рівні (високий, середній, низький) досліджуваного процесу. Експериментально встановлено психологічні особливості, механізми (національна саморефлексія, національна самоідентифікація, національно-психологічне відокремлення, національно-психологічна саморегуляція) і чинники та виявлено закономірності розвитку національної самосвідомості особистості в юності. Доведено ефективність впровадження програми психологічного супроводу розвитку національної самосвідомості особистості в цьому віці. | ua |
dc.description.abstract | В диссертации представлены теоретико-методологический анализ проблемы исследования, психологическая сущность и структура феномена «национальное самосознание личности юношеского возраста». Обоснованы интегративно- ценностный подход и принципы (национальной самоидентичности, объективации национального «Я», согласованности национального аутостереотипа и реальной (идеальной) модальности национального «Я») изучения генезиса национального самосознания личности в юности; разработана и верифицирована его психологи ческая модель. Определены критерии (способность личности к национальной саморефлексии, ценностное отношение личности к себе как субъекту нации, ценностное отношение личности к представителям своей нации, способность личности к национально-психологической саморегуляции), показатели и уровни (высокий, средний, низкий) исследуемого процесса. На основании проведенного экспериментального исследования установлены особенности, механизмы, детерминанты и выявлены закономерности развития на ционального самосознания личности в юности. В частности определено, что психо логическими механизмами этого процесса являются: национальная саморефлексия, национальная самоидентификация, национально-психологическое обособление и национально-психологическая саморегуляция; факторами - способность к национальной саморефлексии, положительное ценностное отношение к значимым представителям своей нации, положительная национальная идентичность, стремление принадлежать к определенной нации, стремление к национальному самоутверждению, положительное ценностное отношение к себе как субъекту нации, способность к национально-психологической саморегуляции. Констатирова но, что в возрастном диапазоне 17-22 гг. осложнения в развитии одних конструктов национального самосознания личности (восприятие своей национальной принадлежности, национально-психологический самоанализ, национальная аффилиация, национальное самоопределение) выделяются интенсивными, других (оценивание и ценностное отношение личности к себе как субъекту нации, национальное самоутверждение, национальная самореализация) - умеренными колебаниями в процессе их становления. Доказана эффективность внедрения программы психологического сопровождения развития национального самосознания личности в период юности. Разработаны методические рекомендации психологам, преподавателям и кураторам студенческих групп высших учебных заведений по развитию национального самосознания личности в юношеском возрасте. | ua |
dc.description.abstract | In this dissertation presented theoretical and methodological analysis of problems explorers, psychological nature and structure of the phenomenon of «national self-consciousness of personality in juvenile age». Grounded the integrative and axiological approaches and the principles (national self-identification, objectification of national «I», and consistency of national autostereotyp and real (ideal) modality of national «I») to the study of the genesis of national self-consciousness in young; developed and empirically verified his psychological model. Revealed the criteria’s (the ability of the national selfreflection, value attitude to themselves as a subject of nation, value attitude to members of nation, the ability of the national and psychological self-regulation), indicators and levels (high, medium, low) and explorers process. Experimentally revealed the psychological peculiarities, mechanisms (national self reflection, national self-identification, national and psychological separation, national and psychological self-regulation) and factors and proved the regularities of development of national self-consciousness of personality in young. The effectiveness of the program of psychological support for the development of the young person’s national self-consciousness is proved. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | національна самосвідомість особистості | ua |
dc.subject | національне «Я» | ua |
dc.subject | ґенеза | ua |
dc.subject | національна саморефлексія | ua |
dc.subject | національна самоідентифікація | ua |
dc.subject | національна самореалізація | ua |
dc.subject | юнацький вік | ua |
dc.subject | национальное самосознание личности | ua |
dc.subject | национальное «Я» | ua |
dc.subject | развитие | ua |
dc.subject | национальная саморефлексия | ua |
dc.subject | национальная самоидентификация | ua |
dc.subject | национальная самореализация | ua |
dc.subject | юношеский возраст | ua |
dc.subject | person’s national self-consciousness | ua |
dc.subject | national «I» | ua |
dc.subject | development | ua |
dc.subject | national self-reflection | ua |
dc.subject | national self-identification | ua |
dc.subject | national self-realization | ua |
dc.subject | juvenile age | ua |
dc.subject.classification | 159.922.6:159.923.2-053.67 | ua |
dc.title | Психологічні основи розвитку національної самосвідомості в юнацькому віці | ua |
dc.type | Other | ua |