Актуальность темы
исследования. Современное
украинское общество оказалось перед
угрозой исчезновения слоя
интеллигенции, который традиционно является хранителем и
творцом науки, искусства, системы
традиций и творчества в целом.
Таким образом, под угрозу
становится само выживание
отечественной культуры. Задача по
спасению ситуации видится
выполнимой со стороны института
образования.
Постановка проблемы. В
статье поставлена проблема
определения значения интеллигенции
для культуры и ее сохранения в
сегодняшних условиях путем
направленности вузов на
формирование личности интеллигента.
Анализ последних
исследований и публикаций. В
ходе написания статьи затронуты вопросы формирования личности, для
изучения которых проанализированы
указанные среди источников работы
П.Н. Афанасьева, В. В. Бойченко,
С. И. Плаксия, Ж.Т. Тощенко,
А. В. Шиловцева, а также закон
Украины об образовании. В изучении
вопроса определения понятия
интеллигенции, ее роли в
отечественной культуре анализировались исследования Н.В. Латовой,
Д.С. Лихачева, Л. Е. Гринина, Н. Моисеева, Р. Минзарипова, Н. Назаровой,
А. Соколова. Затронут и феномен
исчезновения нравственной
составляющей культуры на западе,
рассмотренный в трудах М. Мид как
переход к префигуративной
культуре.
Постановка задачи. Работа
ставит цель определения значения
интеллигенции для украинского
современного общества, а также
обоснования актуальности задачи
вуза по формированию
интеллигентных выпускников.
Изложение основного
материала. Для определения
сущности «интеллигент» используется анализ противопоставления
понятий «интеллигент и интеллектуал». В процессе выявляются
отличительные признаки интеллигента, среди которых упоминаются:
стремление к постоянному
самосовершенствованию, к творчеству и познанию, самостоятельность мышления, зрелость
решений, постоянное обогащение и
систематизация мировоззрения,
честь, верность слову, интерес к
истории и культуре, критический
взгляд на политические и
экономические процессы, веротерпимость и уважение к окружающим,
добросовестный труд, желание
понять другого, принести максимум
пользы. Интеллигенция предстает
не только как слой людей, занятых
умственной деятельностью, но может включать и работников
физического труда (рабочая
интеллигенция). В современных
условиях ускоренного темпа жизни и
роста конкуренции на дотрудовой
стадии развития личности, более
привлекательным ей может
показаться образ не интеллигента, а
интеллектуала, и приоритеты
часто смещаются в сторону
быстрого и наиболее легкого пути
приобретения востребованной и
высокооплачиваемой профессии.
Часто этот путь видится в
сокращении воспитательного и
социогуманитарного компонентов
высшего образования. Тем более, для
власти это оказывается экономичнее. Такое образование сможет
обеспечить интеллектуальный слой,
но не интеллигенцию. Если
смоделировать общество будущего
без интеллигенции, то уже можно
предсказать ассимиляцию украинской культуры в общемировой
культуре и, в конце концов, ее
отмирание. Этот процесс уже был
описан М. Мид в ходе ее исследования
формирования американской
культуры мигрантами из
европейских государств, которую
она оценивает как «префигуративную», лишенную авторитета
старших поколений и многих других
традиционных ценностей.
Выводы. Социологи принимают
такие процессы как данность и не
дают им личностной оценки. Если же
в качестве «гражданина» встать на
сторону защиты и обеспечения
выживания отечественной
культуры, то придется признать
важность направленности высшего
образования на формирование и
восстановления слоя интеллигенции.
Для этого необходимо принять
направленность на формирование
личности интеллигента с
использованием воспитательных и
социогуманитарных составляющих образования.
Urgency of the research. Modern
Ukrainian society has faced the threat of
the disappearance of the layer of the
intelligentsia, which is traditionally
acting as the custodian and creator of
science, art, the system of traditions and
creativity in general. Thus, the very
survival of domestic culture becomes
endangered. The task of saving the
situation seems feasible on the part of the
institution of education.
Target setting. The article poses the
problem of detecting the significance of
the intelligentsia for culture and its
preservation in today's conditions
through the directivity of higher
education establishments for the
formation of the intelligent personality.
Actual scientific researches and
issues analysis. During the writing of
the article, the issues of personality formation were concerned, for the study
of which the works mentioned among the
references had been analyzed. There are
issues, developed by P.N. Afanasyev,
V. V. Boichenko, S. I. Plaksiy, J. T. Toshchenko, A. V. Shilovtsev and the law of
Ukraine on education as well. To study
the question of identifying meaning of the
concept of the intelligentsia and its role in
the domestic culture, the researches of
N.V. Latova, D.S. Likhachev, L.E. Grinin,
N. Moiseev, R. Minzaripov, N. Nazarova,
A. Sokolov were analyzed. The
phenomenon of the disappearance of the
conscience compound of culture in the
occidental world, considered in the works
of M. Mead as a transition to a
prefigurative culture, was also touched
upon.
The research objective. The work
aims to determine the meaning of the
intelligentsia for Ukrainian modern
society, as well as to justify the urgency of
the higher educational establishment's
task of forming intelligent graduates.
The statement of basic materials.
To determine the essence of the concept of
"intelligent", the analysis of the
contradiction of concepts "intelligent” and
“intellectual" is used, in the course of
which the distinctive features of the
intelligence are revealed, among which
there are the aspirations for constant selfimprovement, creativity and cognition,
independence of thinking, maturity of
decisions, constant enrichment and
systematization of the worldview, honor,
loyalty to the word, interest in history and
culture, a critical look at political and
economic processes, often leading to
opposition of the intelligent person to the
forces, possessing power, tolerance and
respect for others, conscientious work, the
desire to understand the other, to bring
maximal utility. The intelligentsia
appears not only being a layer of people
engaged in mind activity, but may include
manual workers (workers' intelligentsia).
In modern conditions, the accelerated pace of life and the growth of competition
at the pre-labor stage of personal
development, the image of an intellectual
rather than an intelligent person may
seem more attractive, and priorities can
often be shifted towards a quick and easy
way of acquiring a popular and highly
paid profession. Often this way is seen in
the reduction of the breeding and sociohumanitarian compounds of higher
education. Moreover, for the authorities it
turns out to be less economically
expensive. Such an education can provide
an intellectual layer, but not the
intelligentsia. If we model the future
society without the intelligentsia, then we
can already predict the dissolution of
Ukrainian culture in the world culture
and, eventually, its withering away. This
process has already been described by M.
Mead in her study of the formation of
American culture by first migrants from
European countries; she marks this
derivative culture as "prefigurative",
deprived of the authority of older
generations and many other traditional
values.
Conclusions. Sociologists accept such
processes as given and do not give them a
personal assessment. But if, being “a
citizen”, to take the side of protecting and
ensuring the survival of our domestic
culture, we will have to recognize the
importance of the directivity of higher
education for the formation and
restoration of the layer of the
intelligentsia. For this, it is necessary to
adopt an orientation toward the forming
of the personality of the intellectual with
the use of upbringing and sociohumanitarian components of education.