DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6074
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorШмаргун, Віталій Миколайович-
dc.date.accessioned2014-12-12T14:45:37Z-
dc.date.available2014-12-12T14:45:37Z-
dc.date.issued2000-
dc.identifier.citationШмаргун, Віталій Миколайович. Психолого-педагогічна корекція затримки психічного розвитку дітей молодшого шкільного віку (на основі занять фізичними вправами в умовах загальноосвітньої школи) : автореф. дис... канд. психол. наук : 19.00.07 / В. М. Шмаргун; наук. кер. Т. М. Лисянська ; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. - К., 2000. - 19 c.uk_UA
dc.identifier.urihttp://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6074-
dc.description.abstractДисертацію присвячено проблемі корекції затримки психічного розвитку дітей молодшого шкільного віку, побудованої на основі спеціальної рухової діяльності. Встановлено, що такі корекційні заняття впливають на розвиток інтелекту дітей. Дослідження розширює уявлення відносно структури інтелектуального дефекту цих дітей. Встановлені вірогідні зв'язки за показниками загального інтелекту та ментальної швидкості і розвитком функцій програмування, регуляції та контролю рухів рухового аналізатора. Доведено, що корекційні рухові заняття позитивно впливають на функції когнітивних структур по диференціації та інтеграції сигналів, а також є досить ефективними у формуванні функцій рухового аналізатора. Робиться висновок, що в процесі корекційного навчання з цією категорією дітей слід, перш за все, приділяти увагу кінестетичному фактору.uk_UA
dc.description.abstractДиссертация посвящена проблеме коррекции задержки психического развития детей младшего школьного возраста, построенной на основе двигательной деятельности. В исследовании показано, что в коррекционной работе с детьми, которые имеют задержку психического развития, важную роль играют специальные коррекционные занятия, в основе которых лежит двигательная деятельность. Результаты исследования указывают на тесную взаимосвязь общей моторики ребёнка с показателями интеллектуального развития. Установлено, что целенаправленная произвольная двигательная деятельность может иметь существенное корригирующее значение в развитии интеллектуальной компоненты психики детей, влиять на темпы развития интеллекта. На основе сравнительного исследования динамики структуры интеллектуальных способностей обычных детей и детей с задержкой психического развития, расширены представления относительно структуры интеллектуального деффекта детей, классификации различных форм задержки психического развития, что открывает новые возможности в коррекции указанной аномалии. Выявлено, что лучше поддаётся коррекции вербальная составляющая интеллекта. Эта тенденция характерна как для обычных детей, так и детей с задержкой психического развития. Установлены существенные связи между показателями общего интеллекта и ментальной скоростью (скоростью мыслительных операций), а также развитием функций программирования, регуляции и контроля движений двигательного анализатора. Существование связей говорит о важности этих составляющих психической деятельности для диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения. Изучен механизм влияния целенаправленной двигательной деятельности в коррекции интеллектуальной компоненты задержки психического развития. Он состоит в воздействии этой деятельности на способности детей к когнитивной дифференциации и интеграции, а также функции центрального двигательного анализатора по программированию, регуляции и контролю произвольных движений. Доказано, что коррекционные двигательные занятия положительно влияют на способности когнитивных структур к дифференциации и интеграции сигналов. Результаты исследования могут иметь важное значение для коррекции развития механизмов когнитивной дифференцированности, ментальной скорости как субстрата интеллекта, а также быть достаточно эффективными в формировании функций центрального двигательного анализатора. Учитывая тесную взаимосвязь показателей общего интеллекта с показателями когнитивной дифференцированности и показателями нейропсихологических проб делается вывод, что в процессе коррекционного обучения с этой категорией детей следует, прежде всего, уделять внимание кинестетическому фактору. Исследование дополняет новыми данными знания относительно взаимосвязи физической и психической компонент в развитии ребёнка, общей моторики человека с показателями интеллектуального развития. Результаты исследования имеют значение для организации процесса психолого-педагогической коррекции и могут быть внедрены в практику коррекционной работы классов выравнивания общеобразовательных школ, в систему дошкольного обучения и воспитания, в спецшколы для детей с аномалиями развития.uk_UA
dc.description.abstractThe dissertation is devoted to the problem of correction of setbacks of junior schoolchildren's psychological development which was based on moving activity. It was established that such correcting exercises influence the development of children's intellect. The investigation increases the idea about the structure of intellectual defects of such children. Essential connection between the indicatoor of general intelect and mental speed and development of the function of programming were established. It was established that corrective moving exercises have possitive influence on the ability of cognitive structure, they are rather effective in the formation of functions of moving analyser. The conclusion is made that working with such chidren attention must be paid first of all to the moving factor.uk_UA
dc.language.isoukuk_UA
dc.publisherВид-во НПУ ім. М. П. Драгомановаuk_UA
dc.subjectпсихолого-педагогічна корекціяuk_UA
dc.subjectпсихолого-педагогическая коррекцияuk_UA
dc.subjectpsychologo-pedagogical correctionuk_UA
dc.subjectзатримка психічного розвиткуuk_UA
dc.subjectзадержка психического развитияuk_UA
dc.subjectsetbacks of psychological developmentuk_UA
dc.subjectінтелектuk_UA
dc.subjectинтеллектuk_UA
dc.subjectintelectuk_UA
dc.subjectкорекційні рухові заняттяuk_UA
dc.subjectкоррекционные двигательные занятияuk_UA
dc.subjectcorrecting moving exercisesuk_UA
dc.subjectкогнітивна диференційованістьuk_UA
dc.subjectкогнитивная дифференцированностьuk_UA
dc.subjectcognitive differenciationuk_UA
dc.subjectруховий аналізаторuk_UA
dc.subjectдвигательный анализаторuk_UA
dc.subjectmoving analyseruk_UA
dc.subject.classification152.27uk_UA
dc.titleПсихолого-педагогічна корекція затримки психічного розвитку дітей молодшого шкільного віку (на основі занять фізичними вправами в умовах загальноосвітньої школи)uk_UA
dc.typeOtheruk_UA
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Shmarhun.pdf184.38 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.