У дисертації висвітлено процес формування іміджу політичної партії як відображення становлення політичної свідомості українських громадян й визначення особливостей його формування в умовах соціально-політичної трансформації українського суспільства. Проаналізовано концептуальні підходи до визначення сутності іміджу суб’єктів політики, визначено тсоретико-методологічні та культурологічні засади у процесі його формування; досліджено особливості структуризації іміджу політичної партії, розкрито його комунікаційний потенціал та визначені конструктивні параметри моделі цільового іміджу політичної партії сучасних умовах.
Сутність іміджу політичної партії розкрито як єдність раціональних та ірраціональних складових, що обумовлюють електоральний вибір громадян. Досліджено процес формування іміджу політичної партії як цілеспрямованого процесу відображення у свідомості громадян реальних уявлень про політичну партію, що створюється за допомогою різних елементів політичних технологій. Спираючись на ідеальний образ, цільовий імідж партії розкриває шляхи формування ефективного іміджу партійної організації. Запропоновано шляхи оптимізації формування іміджу політичної партії.
В диссертации процесс формирования имиджа политической партии рассмотрен как процесс отображения политического сознания украинских граждан, а также определены особенности его формирования в условиях социально-политической трансформации украинского общества. Проанализированы концептуальные подходы к определению сущности политического имиджа, определены теоретико-методологические и культурологические основі его исследования; проанализированы особенности структуризации имиджа политической партии, раскрыт коммуникационный потенциал и определены конструктивные параметры модели целевого имиджа политической партии в современных условиях.
Разработана системологическая концепция исследования имиджа политической партии. Данная концепция опирается на гипотезу, относительно которой имидж имеет «двухъярусную» структуру (внутреннее ядро и внешнюю подвижную составляющую) и выступает как полифункциональное средство установления комфортных субъект-объектных отношений в политическом процессе. Имидж политической партии представляется искусственным образованием в виде психического образа-представления, который сложился в политическом сознании граждан, как эмоционально окрашенный стереотип, который владеет большой регулятивной силой, имеет манипулятивный характер и создан с целью достижения власти. Автор отмечает, что имидж политической партии не случайно появляется в коммуникативном пространстве, для него заблаговременно «готовится» место в социальной реальности, поскольку он должен впитать все её особенности. Его следует отнести к тем общественным явлениям, которые глубоко связаны с культурой народа. Народные традиции, моральные нормы, фрагменты религиозных представлений, которые передаются из поколения в поколения, через процесс социализации находят свое символическое воплощение в имиджах. Имидж должен оправдывать ожидание тех, для кого он предназначен. В этом заключается его эффективность. Он, на взгляд автора, если не является элементом культуры политической, в которой создан, вмещая ее конкретные формы в разных практиках презентации, то, по крайней мере, выступает её отображением. При этом, именно массовая коммуникация выступает одновременно условием и технологией создания имиджа политической партии.
Предложена и обоснована модель построения партийного имиджа, каркас которой, по мнению автора, должен состоять из интегрированных в целостный феномен основных элементов политических технологий, который определен как «целевой имидж политической партии». По своей сути он не только представляет конечную цель формирования эффективного имиджа партийной организации, но и сама эффективность имиджа выражается количеством желаемых и необходимых голосов электората, отданных за ту или другую политическую партию на выборах. В работе обосновано, что инструментарий, который используется при формировании имиджа политической партии, включает позиционирование, манипулирование, мифологизацию, эмоционализацию, формат и вербализацию. Отмечено, что структура имиджа политической партии - это более сложная конструкция, чем структура персонального имиджа. Она состоит из стойких и долговременных конструктов (идеологическая и морально-ценностная составляющая; партийная история и репутация; организационная характеристика партии; место в системе отношений «власть — оппозиция» и ряд других элементов). Вместе с тем отмечается, что особенностью формирования имиджа нолической партии в современной Украине выступает доминирующее положение персонализирующей составляющей, а не программноидеологической, что обусловлено историей украинского партогенезиса, а также особенностями политической культуры украинского населения. Предложены пути оптимизации формирования имиджа политической партии.
The thesis considers the process of political party’s image formation that reflects the Ukrainians' political consciousness development and defines its formation peculiarities during the sociopolitical transformation of Ukrainian society.
The conceptual approaches to determine the essence of political image are