У дисертації досліджується проблема застосування інформаційно- комунікаційних технологій у фаховій підготовці вчителя мистецьких дисциплін. Розкрито методичні засади, науково обгрунтовано і експериментально перевірено поетапну методику набуття мистецько-інформаційної освіченості студентів мистецьких дисциплін засобами ІКТ.
Розроблено, теоретично обґрунтовано та впроваджено у навчальний процес Інститутів мистецтв організаційно-методичну модель застосування ІКТ у фаховій підготовці майбутніх вчителів мистецьких дисциплін. Впроваджено авторський курс "Інформаційно-комунікаційні технології в мистецькій освіті", що дало змогу довести необхідність використання ІКТ у навчальному процесі та суттєво підвищити мотиваційну сферу навчальної діяльності, розвити здатність комбінувати здобуті знання, уміння та навички у фаховій діяльності.
Позитивна динаміка набуття учасниками експериментального дослідження мистецько-інформаційної освіченості дає підстави стверджувати доцільність впровадження у навчально-виховний процес Інститутів мистецтв вищих навчальних закладів методики застосування ІКТ майбутніми вчителями мистецьких дисциплін.
Основу диссертации составляет научное обоснование методики формирования художественно-информационной образованности средствами информационно-коммуникационных технологий при подготовке будущих учителей музыкального и художественного образования.
В исследовании проведен анализ понятий «информация», «коммуникация», «телекоммуникация» и «технология», а также рассмотрен комплекс синонимических понятий, таких как «телекоммуникационные средства», «информационные технологии обучения», «информационно- компьютерные технологии», «информационные технологии в образовании», «информационно-коммуникационные технологии». На основании этого определено их соотношение и рассмотрены информационно-коммуникационные технологи как полифункциональное образование, которое необходимо для достижения соответствующего уровня художественно-информационной образованности студентов.
Анализ проблемы показал, что современная система подготовки будущих учителей художественно-образовательного цикла нс полностью отвечает существующим реалиям. Специалисты данного профиля слабо подготовлены к внедрению инновационных процессов и технологий. Это вызвало необходимость разработки организационно-методической модели применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей художественных дисциплин, составляющими которой являются ииформационно-ориентационный, интегрально-инновационный и рефлексивно-творческий компоненты. Внедрение модели осуществлялось на пропедевтическом, базом и интегрально-методическом этапах экспериментальной работы по строго установленному алгоритму представления учебного материала во время проведения занятий.
Определены основные характеристики информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и выделены функции ИКТ в профессиональной деятельности, что позволило установить специфику применения ИКТ в художественном образовании, в частности: когнитивная, коммуникативная и творчески-побудительная.
В процессе исследования обоснована необходимость применения охарактеризованных в работе педагогических условий для эффективности профессиональной подготовки студентов средствами ИКТ, а именно: организация практических занятии на принципах личностноориентированного подхода (предусматривает формирование творческого мышления будущих учителей художественных дисциплин с использованием игровых, проблемных, эвристически-диалогических способов учебной работы); эмоционально-психологическая комфортность каждого студента, свобода выбора творческих форм и методов рефлексивной деятельности (направленная па развитие интеллектуальной мобильности, рефлексии педагогического опыта студента и его эмоциональных возможностей); привлечении студентов к творческой проектировочной деятельности (ориентирует па реализацию системы ведущих знаний с постепенным переходом в личностное достояние каждого студента в атмосфере творчества и сотрудничества); обеспечение вариативности содержания обучения в контексте деятельности учителя художественных дисциплин (предусматривает внедрение системы учебно-дифференцированных заданий поливариативного характера).
Исследованы особенности использования программного обеспечения музыкального профиля, а также мультимедиа средства, а именно: нотные редакторы (Finale, Sibelius), аудиоредакторы (SoundForge, Nuendo, Adobe Audition), программы для автоматической аранжировки композиций (Band-in-а-Вох), электронные учебники, хрестоматии, энциклопедии, учебные пособия, презентации, средства статической проекции.
11а основе анализа вышеуказанных программных средств, и их актуальности, доказана необходимость внедрения курса "Информационно- коммуникационные технологии в художественном образовании", являющимся эффективным средством формирования художественно-информационной образованности будущих учителей художественных дисциплин.
Сравнительный анализ результатов исследования с помощью математической и статистической обработки данных, способствовал подтверждению эффективности и предлагаемой организационно-методической модели и её значимости для дальнейшего развития художественно-образовательного процесса в педагогических вузах. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке методических материалов и спецкурсов, а также учебных пособий имеющих художественно-педагогическую направленность.
Dissertation is dedicated the problem of application of Information and Communication Technology by the future teachers of artistic disciplines in teaching and educational process.
In theory, the organizational and methodical model of application of ICT in professional preparation of future teachers is grounded, developed and inculcated in the educational process of Institutes of Arts.
An author course «Information and Communication Technology» is inculcated. It is well-proven that the use of ICT force up the motivational sphere of educational activity, develops ability to combine knowledge, obtained before, abilities and skills in professional activity.
Positive dynamics of acquisition by the participants of experimental investigation artistic and informative scholarship afford a ground for affirmance about expedience of introduction in teaching and educational process methodology of use ICT by the future teachers of artistic disciplines in Institutes of Arts of institution of higher learning.