Дисертацію присвячено розгляду проблеми засвоєння текстової інформації студентами вищих педагогічних закладів освіти. Процес засвоєння інформації охоплює наступні взаємопов’язані етапи: сприймання матеріалу, його розуміння, запам’ятовування, зберігання та актуалізацію відтворення та використання в діяльності (навчальній та професійній). Провідним фактором ефективності засвоєння навчального матеріалу та центральною ланкою процесу засвоєння знань виступає розуміння інформації, яка опрацьовується.
Основою умінь опрацьовувати текстову інформацію є сформованість когнітивних операцій читання, прийомів діалогічної взаємодії з текстом, базові знання з психології читання та теорії тексту. Сформованість когнітивних операцій читання передбачає володіння операціями структурування та переструктурування тексту, семантичного зважування та розмежування інформації, її стиснення та розгортання. Розроблена та апробована програма формування у студентів опрацювання тексту, спрямована на ефективне досягнення цілей навчання у вищому навчальному закладі та підвищення професійного рівня майбутніх спеціалістів.
Диссертация посвящена рассмотрению проблемы усвоения текстовой информации студентами высших педагогических учебных заведений.
На основе анализа и обобщения психологической литературы по проблемам усвоения информации, психологии чтения и понимания текста обоснована актуальность темы исследования, охарактеризованы основные подходы к исследованию проблемы усвоения текстовой информации, факторы, определяющие эффективность усвоения учебного текста, сформулированы концептуальные положения относительно формирования основных операций обработки и усвоения текста студентами педагогических вузов.
Проведение теоретического анализа проблемы усвоения текста показало, что процесс усвоения информации включает следующие этапы: восприятие материала, его понимание, запоминание, сохранение и актуализацию - воспроизведение и использование в деятельности (учебной и профессиональной). Все этапы усвоения тесно взаимосвязаны. При восприятии материала необходимым является его одновременное осмысление (смысловое восприятие); понимание материала позитивно влияет на его запоминание и актуализацию; использование в деятельности и постоянное переосмысление помогают лучшему сохранению информации в памяти. Ведущим фактором эффективности усвоения учебного материала и центральным звеном процесса усвоения знаний выступает понимание информации. Понимание учебного материала помогает структурировать информацию, что способствует полному и точному запоминанию материала. Следовательно, понимание учебного текста, которое осуществляется с помощью когнитивных операций чтения, является необходимым условием эффективного усвоения текстовой информации.
Эффективность и качество усвоения учебного текста связаны с предварительной обработкой печатной информации. Установка на понимание, поиск информации с целью ответа на вопрос или с целью решения задачи заставляет более внимательно читать текст, нацеливает студентов на глубокое проникновение в семантику текста. Если автор оставляет в тексте лакуны, это стимулирует мыслительную деятельность читателя, подталкивает его к поиску ответов на поставленные к тексту вопросы (в данном случае происходит диалогическое взаимодействие с текстом и самостоятельная постановка вопросов к тексту). Скорость осмысления, умение анализировать и выделять главное выступают основой успешного обучения. Чем лучше студент понял текст, тем более высокой и полной будет степень усвоения материала. Также на усвоение текстовой информации оказывает влияние уровень читательской культуры студента. Основой умений эффективно обрабатывать текстовую информацию выступает сформированность когнитивных операций чтения (операций структурирования и переструктурирования информации) и приемов диалогического взаимодействия с текстом, а также наличие базовых знаний по психологии чтения и теории текста. Невысокий уровень усвоения студентами текстовой информации, который связан с несформированностью умений обработки печатных источников, недостаточным владением 'основными когнитивными операциями чтения и приемами диалогического взаимодействия с текстом, обусловливает необходимость специального формирования у студентов приемов работы с текстом.
Главными учебными задачами при формировании основных приемов обработки текста являются выделение концепта текста, построение смысловой структуры текстового сообщения, резюмирование и конспектирование текста, ответы на вопросы и установление диалогического взаимодействия с текстом. Программа по формированию умений обработки текстовой информации должна включать следующие этапы: целью первого этапа является постановка перед студентами основных учебных заданий и обеспечение процесса принятия этих заданий. Цель второго этапа - выработать у студентов умения информационно- познавательной и смысловой обработки текста. Целью третьего этапа выступает обеспечение использования студентами в процессе учебной деятельности приобретенных умений информационно-познавательной и смысловой обработки текста. На четвертом этапе определяется уровень сформированности умений обработки печатных источников и влияние этих умений на эффективность усвоения учебного материала. Разработанная учебная программа к спецкурсу “Психологические основы обработки учебного текста" позитивно влияет на повышение уровня усвоения текстовой информации при работе с печатными источниками. Разработанная и апробированная программа формирования у студентов приемов обработки текста направлена на эффективное достижение целей обучения в высшем учебном заведении и на повышение профессионального уровня будущих специалистов.
Problems of mastering of text information of students of high pedagogical schools view at the dissertation. The processes of learning include next steps: perception of material, understanding, remembering, preservation and actualization - reproduction and utilization for action. All of there steps are linking. The main factor of efficient learning and central stage of mastering is understanding of information.
Tlie main base of processing text information is skill of cognitive reading, skills of dialogical cooperation with a text, using psychological knowledge’s and theory of text. Skills of cognitive reading include using of actions of structurating and restructurating, semantically weighting and delimitation information, compression and decompression information. The aim of this method - improve more effective skill into learning operations in high school and we hope that using our method will rise professional level of future specialists.