DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30941
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorВербець, Владислав Володимирович-
dc.date.accessioned2020-09-28T12:53:13Z-
dc.date.available2020-09-28T12:53:13Z-
dc.date.issued2005-
dc.identifier.citationВербець, Владислав Володимирович. Теоретико-методологічні засади формування духовно-творчого потенціалу студентської молоді : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 - загальна педагогіка та історія педагогіки / Вербець Владислав Володимирович ; [наук. консультант Тарасенко Валентин Іванович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2005. - 40 с.ua
dc.identifier.urihttp://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30941-
dc.description.abstractУ дисертації розкривається сутність духовно-творчого потенціалу як цілісного та інтегрованого феномена соціокультурних, морально-етичних, художньо-творчих потреб та ціннісних орієнтацій молоді. На основі аналізу теоретико-методологічних положень педагогічних, психологічних та культурологічних теорій запропонована евристична модель формування духовно-творчого потенціалу студентської молоді на засадах самовдосконалення та саморозвитку особистості. Особливу увагу звернено на розробку методології вимірювання ефективності моделі формування потенціалу студентської молоді за допомогою діагностично-корегуючої технології- соціально-педагогічного моніторингу. Інноваційна технологія упроваджувалася в контексті педагогічного системотворення, зокрема в процесі загальнопедагогічної підготовки майбутніх фахівців гуманітарної галузі. В роботі запропонована система соціальних показників та індексів діагностики формування духовно-творчого потенціалу студентської молоді на основі „еволюційного" та „конфліктного” підходів у вищих навчальних закладах країни.ua
dc.description.abstractВ диссертации рассматриваются теоретические и методологические аспекты процесса формирования модели духовно-творческого потенциала студенческой молодежи как системы социально-культурных, морально-этических, художественно-творческих потребностей и ценностных ориентаций, детерминирующих самосовершенствование и саморазвитие личности. Духовно-творческий потенциал — это интегрированная система интеллектуально-познавательных, психофизиологических, социально-культурных и морально-этических элементов целостной социально-психологической структуры индивида. Потенциал студенческой молодежи занимает особое место в диспозиции «горизонтальной» (историко-генетической) и «вертикальной» (социально-статусной) точке социального пространства и времени. Формирование духовно-творческого потенциала молодежи базируется на основе взаимодействия «эволюционного» и «конфликтного» подходов. «Эволюционная» парадигма основывается на формировании нового опьта эвристически-социального поведения, углубления духовных и творческих ресурсов молодежи. «Конфликтный» подход характеризуется обострением между традиционными и новыми стандартами художественно-творческой деятельности и созданием ситуации осознания молодежью недостаточности определенного спектра морально-этических ценностей как основания в развитии личности. При рассмотрении типологических групп студенческой молодежи анализируются факторы, которые способствуют социально-культурному конфликту среди разных социально-демографических групп. Для измерения эффективности формирования потенциала была разработана методика социально-педагогического мониторинга, которая состоит из взаимодополняющих методов диагностики потенциала «внутренних» и «внешних» элементов целостной духовно-творческой системы, включающей ценности личности и ресурсные возможности социальных институтов воспитания. Необходимо отметить, что в исследовании процессов усвоения ценностей студенческой молодежью использовалась методика кластерного анализа, что позволило создать спектральную карту распространения основных ценностей среди молодежи Украины. Для успешного формирования и реализации духовно-творческого потенциала молодежи важны адекватные психолого-педагогические технологии, которые в работе трансформированы в эвристические модели и соответствуют современным требованиям. В работе предлагается методологически обоснованный интегрированный эмпирический индекс для определения условий формирования морально-этических ценностей личности в процессе духовно-творческой деятельности. В исследовании анализируются социально-культурные характеристики студенческой молодежи, осуществлена диагностика духовно-творческой деятельности личности. Диссертация основывается на результатах проведенных психолого- педагогических и социологических исследований в разных вузах страны с учетом вариативности условий формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в конкретном социальном времени и пространстве современного общества. В работе нашли отображение методические и организационные вопросы диагностики социально-педагогических условий формирования социального потенциала молодежи, рассматривается социально-воспитательные возможности молодежных общественных организаций. В диссертации анализируются вопросы создания социально-педагогического мониторинга как системы диагностики эффективности педагогического процесса и измерения степени дисперсии между деятельностью высших учебных заведений и адекватным функционированием системы социальных институтов воспитания в стране. Основные рекомендации исследования внедрены в деятельность высших учебных заведений страны. На основании результатов исследования автором разработаны учебные программы, пособия, практикумы, методические рекомендации, комплексные эвристические модели, технологии, показатели, индексы для фиксации и измерения феномена духовно-творческого потенциала молодежи.ua
dc.description.abstractIn the research it is worked out the essence of the spiritual and creative potential as the integral phenomenon of the social-cultural, moral- ethic, cultural-creative needs and the valuable orientations of youth. Having analysed the theoretical and methodological principles of the pedagogical, psychological and culturelogical theories on the basis of self-improvement and self-development of an individual it is given the heuristic model ofthe formation ofthe students’ spiritual-cultural potential. Special attention is paid to the methodological elaboration of the measuring ofthe effectiveness of the students’ potential formation model with the help ofthe diagnostic-comective technology—the social-pedagogical monitoring. The innovation technology has been established in the context of the formation of the pedagogical system, specifically in the process of the general pedagogical preparation of the future specialists of the Humanities. It is proposed the system of the social indicators and indices ofthe diagnostics of the formation of the students’ spiritual-creative potential on the basis of the “evolution” and “conflict” approaches in the higher educational establishments of the country.ua
dc.language.isoukua
dc.publisherНац пед. ун-т ім. М. П. Драгомановаua
dc.subjectдуховно-творчий потенціалua
dc.subjectсоціально-педагогічний моніторингua
dc.subjectпсихолого-педагогічна діагностикаua
dc.subjectемпіричні індикатори та соціальні показникиua
dc.subjectморально-етичне ядро цінностей особиua
dc.subjectдуховно-творча діяльність молодіua
dc.subjectсоціальний, трудовий, професійний, кваліфікаційний та інтелектуально-пізнавальний потенціал студентської молодіua
dc.subjectдуховно-творческий потенциалua
dc.subjectэвристическая модельua
dc.subjectморально-этическое ядро ценностей личностиua
dc.subjectсоциальнопсихологическая структура личностиua
dc.subjectсоциально-педагогический мониторингua
dc.subjectпсихолого-педагогическая диагностикаua
dc.subjectинтегрированные эмпирические индикаторы и показателиua
dc.subjectсоциальный, трудовой, профессиональный, квалификационный и интеллектуально-познавательный потенциал молодежиua
dc.subjectдуховно-творческая деятельностьua
dc.subjectspiritual and creative potentialua
dc.subjectsocial and pedagogical monitoringua
dc.subjectsocial and pedagogical diagnosisua
dc.subjectempirical indicatorsua
dc.subjectsocial indicesua
dc.subjectmoral and aesthetic core gist of an individual, social, labour, professional, qualification and intellectual potential of youthua
dc.subjectstudents’ spiritual and creative activityua
dc.subject.classification378.14ua
dc.titleТеоретико-методологічні засади формування духовно-творчого потенціалу студентської молодіua
dc.title.alternativeTheoretical and methodological principles of the formation of students’ spiritual and creative potentialua
dc.typeOtherua
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
100310069.pdf13.67 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.