DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30907
Title: Формування орфоепічних умінь і навичок з української мови в арабськомовних студентів
Authors: Василенко, Ніна Василівна
Issue Date: 2008
Publisher: Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова
Citation: Василенко, Ніна Василівна. Формування орфоепічних умінь і навичок з української мови в арабськомовних студентів : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Василенко Ніна Василівна ; [наук. керівник Паламар Лариса Максимівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 22 с.
Abstract: У дисертації представлена система методичної роботи над українською орфоепією на початковому етапі навчання іноземних студентів, носіїв арабської мови, яка узагальнено відображає зміст, методи та прийоми впливу на процес формування в арабськомовннх студентів вимовних умінь і навичок з українського мовлення. У роботі знайшли відображення погляди лінгвістів, психологів, педагогів на природу орфоепічної навички, представлено аналіз стану проблеми в науково-методичній та психолого-педагогічній літературі, а також у практиці ВНЗ. Опора на рідну мову, до якої підсвідомо звертаються студенти, користуючись на практиці вже сформованими навичками, вважається закономірним психологічним явищем переносу. Основний принцип, на базі якого формуються орфоепічні навички в іноземних студентів, - принцип урахування рідної мови. Порівняння звукових систем української та арабської мов на артикуляційному, фонологічному та фонетичному рівнях, визначення місця арабо-української фонетичної інтерференції дало можливість подати моделі порушень реалізації українських фонем арабськими студентами у процесі сприйняття та відтворення мовлення.На підставі цього аналізу спрогнозовано можливі порушення вимови українських фонем арабами. Констатувальний зріз виявив рівень сформованості орфоепічних умінь і навичок арабських студентів після закінчення навчання на підготовчому етапі і дав змогу створити навчальну модель формування українськомовної артикуляційної бази в арабськомовних студентів. Основний підхід до її створення визначався як запобігання орфоепічних помилок. Головною одиницею навчальної моделі з орфоепії стала вправа, а їх система -основним компонентом розробленої методики. У роботі представлена система вправ з формування орфоепічних умінь і навичок з української мови в арабських студентів.Ефективність національно орієнтованої моделі навчання української орфоепії перевірялась у ході формувального експерименту. Національна орієнтація виявилась у реалізації навчальної моделі постановки та коригування артикуляції українських звуків, у окремих змінах послідовності подачі фонетичного матеріалу, у визначенні характеру та обсягу тренувальної роботи, у застосуванні різних видів вправ і завдань до них. Результати експериментальної перевірки довели ефективність запропонованої методики та доцільність упровадження її в навчальний процес на початковому етапі навчання іноземних студентів української мови.
Языковая политика в Украине определяется тем, что государство обеспечивает развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной и политической жизни. Государственная национальная программа „ Образование. Украина XXI столетия” предусматривает усовершенствование системы сотрудничества с украинской диаспорой за пределами Украины, координацию усилий в области национально-духовного возрождения образования, науки и культуры, усовершенствования подготовки и переподготовки специалистов для стран ближнего и дальнего зарубежья. С этой целью в Украину ежегодно приезжают иностранные студенты. Украинский язык становится для них необходимым средством обучения в вузах. Проблема формирования речевых навыков украинского языка у иностранных студентов, прежде всего, связана с изучением украинской фонетики и формированием артикуляционных навыков, которые являются базовыми для овладения всеми видами речевой деятельности. Диссертация посвящена проблемам формирования орфоэпических умений и навыков украинской речи у арабоязычных студентов. Первый раздел представляет собой теоретическое введение в исследование. В нём проведён научный анализ литературы по изучаемой проблеме, раскрыты различные аспекты обучения украинской орфоэпии, представлены психолого-лингвистические особенности восприятия и воспроизведения фонем в речевом потоке, проанализированы педагогические принципы обучения украинскому языку как иностранному. Важным стал вывод о том, что формирование произносительных навыков у иностранцев происходит в соответствии с восприятием языка и осуществляется параллельно с формированием слуховых навыков. Восприятие акустических характеристик звуков при овладении иноязычной речью осложняется действием фонетической интерференции, которая влияет на качество фонетического оформления речи на неродном языке. Во втором разделе представлен сравнительный анализ фонемных систем украинского и арабского языков, поскольку в основе решения методической задачи лежит доминирующая идея сознательного усвоения новых артикуляторных движений, способа сочетаемости звуков, ритмико- интонационного оформления слова, фразы, текста путём сравнения с аналогичными явлениями родного языка иностранцев. Результаты проведённого исследования по сопоставлению фонемных систем украинского и арабского языков определили объём трудностей, подлежащих сфере сознательного предотвращения, и возможности использования положительных моментов фонетической интерференции. На основании анализа общепедагогических и лингводидактических принципов обучения произношению сделан вывод, что главным является принцип учёта родного языка студентов. Лингвистическую основу данного принципа составляет анализ взаимоотношений фонологических систем языков, контактирующих в процессе обучения. По результатам констатирующего среза, который подан во втором разделе исследования, был определён уровень орфоэпических навыков арабских студентов после окончания подготовительного факультета. В третьем разделе представлена учебная модель формирования украинскоязычной артикуляционной базы у арабоязычных студентов с учётом украинско-арабской фонетической интерференции, действующей в процессе обучения. Учебная модель, обеспечивающая прямое управление процессом формирования орфоэпических навыков, рационально согласована со структурой учебной деятельности студентов. В работе представлена система упражнений по формированию орфоэпических умений и навыков украинского языка у арабоязычных студентов. В соответствии с учебными целями созданнаямодель артикуляции дополнена алгоритмом манипулирования — жёсткой последовательностью операций по распознаванию и воспроизведению звуков украинского языка. Проверка эффективности методики формирования орфоэпических умений и навыков у арабоговорящих студентов проводилась в форме обучающего эксперимента. Национальная ориентация заключалась в реализации учебной модели постановки и коррекции артикуляции украинских звуков, в частных изменениях последовательности ввода фонетического материала, в определении характера и объема тренировочной работы, в определении типов упражнений и заданий к ним. На завершающем этапе исследования путём анализа результатов экспериментальной проверки была установлена эффективность предлагаемой системы работы, созданного комплекса упражнений и национально ориентированной методики обучения орфоэпии в целом.
The thesis deals with the system of methodic work over the Ukrainian orthoepy at the elementary level for foreign students, the natives o f the Arabic language, which reflexes the general content, methods and the ways of influence on the process o f forming the punctuation skills and abilibies in Ukrainian language for Arabic students. In this work we can see different points of view of linguists, psychologists, teachers on the nature of orthoepic skills, the analysis of the problem in scientific methodical and psycho-pedagogical literature and also in the practice o f НЕЕ is represented. The comparative analysis of phonetic and orthoepic systems o f the Ukrainian and Arabic languages has found both similar and specific features in the analized languages. On the basis of this analysis the possible violations in the pronunciation of Ukrainian phonemes which can be made by Arabians are predicted. The established research showed the level of already formed orthoepic skills and abilities of Arabic students after finishing the studying on the elementary level and it gave the chance to make up the educational model of forming the Ukrainian articulating basis for Arabic students. The system o f exercises which deal with the forming of orthoepic skills and abilities in Ukrainian for Arabic students is represented in the thesis.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30907
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
100207707.pdf9.04 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.