In the informational society was proved fundamental dependence o f civilization on those abilities and personality traits, which lie in education. Wide dissemination o f ICT in the educational atmosphere has lead to such thing that now informational culture serves as a systematic factor of professional educator. In this regard, one o f the pressing problems facing modern pedagogy is to find ways and means to optimize the preparation of future teachers in the global informatization conditions. To achieve this goal in education demanded teacher is the person, who has complete informational culture and is able to implement training, development and education of new members of the informational society. The thesis examined the formation o f personal informational culture in the global informational society, described the trends o f modernization of education in educational and disciplinary dynamics reveals the essence o f the concept o f “ informational culture” and the author provides a definition of "informational culture o f the future teacher of technology”, introduced the features of ICT in professional training of students educational industry “technology” . We construct a concept study of the formation of informational culture, defined the role of informational-educational environment as a matter of self regulatory educational system, analyzed electronical educational resources as a complex mean of forming informational culture. The study substantiates the proposed methodical system informational culture formation of future teachers by implementing a phased method of forming informational culture (defined forms, methods and means of the formation). Through research and experimental verification of methodological system of the formational process o f informational culture of future technology teachers confirmed the effectiveness and functionality of the developed method of information culture formation for the future teacher of technology.
В інформаційному суспільстві повною мірою виявилася фундаментальна залежність всієї цивілізації від тих здібностей і якостей особистості, які закладаються освітою. Широке розповсюдження інформаційно-комунікаційних технологій в навчальному середовищі призвело до того, що сьогодні в ролі системотвірного чинника інформаційно-педагогічної діяльності педагога виступає інформаційна культура. У зв’язку з цим однією із актуальних проблем, що стоять перед сучасною педагогікою, є пошук шляхів і засобів оптимізації процесу підготовки майбутнього вчителя в умовах глобальної інформатизації. Для досягнення цієї мети в освіті затребуваний педагог, що володіє цілісною інформаційною культурою і здатний реалізувати навчання, розвиток і виховання нових членів інформаційного суспільства. У дисертації розглядається формування інформаційної культури особистості в глобальному інформаційному суспільстві, описуються тенденції модернізації освіти в навчально-дисциплінарній динаміці, розкривається сутність феномена “інформаційна культура” і подається авторське визначення поняття “ інформаційна культура майбутнього вчителя технологій”. Побудовано концепцію дослідження процесу формування інформаційної культури, визначено роль інформаційноосвітнього середовища як саморегуляційної педагогічної системи; проаналізовано електронні освітні ресурси як комплексний засіб формування інформаційної культури. В дослідженні обґрунтовано запропоновану методичну систему формування інформаційної культури майбутнього вчителя шляхом впровадження поетапної методики формування інформаційної культури (визначено форми, методи і засоби процесу її формування). Шляхом дослідно-експериментальної перевірки методичної системи процесу формування інформаційної культури майбутніх учителів технологій підтверджено ефективність і функціональність розробленої методичної системи формування інформаційної культури майбутнього вчителя технологій.
В диссертации теоретически обосновывается и практически решается
проблема построения и развития методической системы формирования
информационной культуры будущих учителей технологий путем разработки и
внедрения её в учебный процесс.
Спроектированная система формирования информационной культуры
будущего учителя технологий имеет структурную организацию, задается
содержанием структурно-функционального инварианта педагогической системы и
морфологически представлена в пяти подструктурах: целевой (конкретные цели и
комплекс заданий, которые необходимо выполнить для достижения целей
информатической подготовки); смысловой (уровневая программа, методическое и
дидактическое сопровождение); технологической (модульная, традиционная и
информационно-коммуникационная технологии); организационной (формы и
этапы процесса информатической подготовки); результативной (уровни, критерии, показатели, диагностические методики).
Разработанная методическая система формирования информационной
культуры отображает цели, задания, принципы, содержание и организацию
процесса формирования информационной культуры будущего учителя
технологий, позволяющую во время изучения дисциплин информатического цикла
развивать познавательный интерес, индивидуальные возможности, способности и
профессионально важные личные качества студентов, самостоятельность, то есть
обеспечивает эффективное формирование определенных уровней
информационной культуры будущего учителя.
Разработано содержание методической системы формирования
информационной культуры будущего учителя технологий, включающее
теоретическую и практическую составляющие - дисциплины информатического и
профессионально ориентированного циклов, разнообразные исследовательские
работы, творческие проекты, курсовые, выпускные квалификационные,
дипломные и магистерские работы.
Среда реализации содержания методической системы формирования
информационной культуры будущего учителя технологий базируется на
электронных учебно-методических комплексах, созданных с помощью программы
SunRav BookOffice по дисциплинам информатического цикла, пригодных как для
автономного использования (CD, DVD), так и для использования в компьютерной
сети.
Создана диагностическая методика мониторинга функционирования методической системы формирования информационной культуры специалистов
на основе обобщенного оценивания учебных достижений с помощью пакета
программ SunRav TestOfficePro, использование которой позволяет достаточно
точно и эффективно проводить измерение уровней информационной культуры
будущих учителей технологий. Взвешенный отбор измерителей уровней
информационной культуры, использование машинных способов статистического
анализа текущих данных обучения и их корреляция с параметрами организации и
управлением познавательной деятельностью студентов позволили объединить
оценивающе-корректирующий компонент процесса формирования
информационной культуры будущих учителей технологий в единую достаточно
эффективную методическую систему.
Опытно-экспериментальная проверка предлагаемой авторской методической
системы формирования информационной культуры будущих учителей
технологий, сравнение результатов констатирующего и формирующего
экспериментов подтверждают эффективность, функциональность и адаптивность
разработанной методической системы формирования информационной культуры
будущих учителей технологий.