Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічні основи розвитку національної самосвідомості в юнацькому віці

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Співак, Любов Миколаївна
dc.date.accessioned 2020-01-10T14:57:39Z
dc.date.available 2020-01-10T14:57:39Z
dc.date.issued 2016
dc.identifier.citation Співак Любов Миколаївна. Психологічні основи розвитку національної самосвідомості в юнацькому віці : автореф. дис. ... докт. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Співак Любов Миколаївна ; [наук. консультант Булах Ірина Сергіївна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 43 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/26775
dc.description.abstract У дисертації презентовано теоретико-методологічний аналіз проблеми дослідження, психологічну сутність і структуру феномена «національна самосвідомість особистості юнацького віку». Обгрунтовано інтегративно-ціннісний підхід і принципи (національної самототожності, об’єктивації національного «Я», синергійності національного аутостереотипу й реальної (ідеальної) модальності національного «Я») вивчення ґенези національної самосвідомості особистості в юності; розроблено та емпірично верифіковано її психологічну модель. Визначено критерії (здатність особистості до національної саморефлексії; ціннісне ставлення особистості до себе як суб’єкта нації; ціннісне ставлення особистості до представників своєї нації; здатність особистості до національно-психологічної саморегуляції), показники і рівні (високий, середній, низький) досліджуваного процесу. Експериментально встановлено психологічні особливості, механізми (національна саморефлексія, національна самоідентифікація, національно-психологічне відокремлення, національно-психологічна саморегуля­ція) і чинники та виявлено закономірності розвитку національної самосвідомості особистості в юності. Доведено ефективність впровадження програми психологіч­ного супроводу розвитку національної самосвідомості особистості в цьому віці. ua
dc.description.abstract В диссертации представлены теоретико-методологический анализ проблемы исследования, психологическая сущность и структура феномена «национальное самосознание личности юношеского возраста». Обоснованы интегративно- ценностный подход и принципы (национальной самоидентичности, объективации национального «Я», согласованности национального аутостереотипа и реальной (идеальной) модальности национального «Я») изучения генезиса национального самосознания личности в юности; разработана и верифицирована его психологи­ ческая модель. Определены критерии (способность личности к национальной саморефлексии, ценностное отношение личности к себе как субъекту нации, ценностное отношение личности к представителям своей нации, способность личности к национально-психологической саморегуляции), показатели и уровни (высокий, средний, низкий) исследуемого процесса. На основании проведенного экспериментального исследования установлены особенности, механизмы, детерминанты и выявлены закономерности развития на­ ционального самосознания личности в юности. В частности определено, что психо­ логическими механизмами этого процесса являются: национальная саморефлексия, национальная самоидентификация, национально-психологическое обособление и национально-психологическая саморегуляция; факторами - способность к национальной саморефлексии, положительное ценностное отношение к значимым представителям своей нации, положительная национальная идентичность, стремление принадлежать к определенной нации, стремление к национальному самоутверждению, положительное ценностное отношение к себе как субъекту нации, способность к национально-психологической саморегуляции. Констатирова­ но, что в возрастном диапазоне 17-22 гг. осложнения в развитии одних конструктов национального самосознания личности (восприятие своей национальной принадлежности, национально-психологический самоанализ, национальная аффилиация, национальное самоопределение) выделяются интенсивными, других (оценивание и ценностное отношение личности к себе как субъекту нации, национальное самоутверждение, национальная самореализация) - умеренными колебаниями в процессе их становления. Доказана эффективность внедрения программы психологического сопровождения развития национального самосознания личности в период юности. Разработаны методические рекомендации психологам, преподавателям и кураторам студенческих групп высших учебных заведений по развитию национального самосознания личности в юношеском возрасте. ua
dc.description.abstract In this dissertation presented theoretical and methodological analysis of problems explorers, psychological nature and structure of the phenomenon of «national self-consciousness of personality in juvenile age». Grounded the integrative and axiological approaches and the principles (national self-identification, objectification of national «I», and consistency of national autostereotyp and real (ideal) modality of national «I») to the study of the genesis of national self-consciousness in young; developed and empirically verified his psychological model. Revealed the criteria’s (the ability of the national selfreflection, value attitude to themselves as a subject of nation, value attitude to members of nation, the ability of the national and psychological self-regulation), indicators and levels (high, medium, low) and explorers process. Experimentally revealed the psychological peculiarities, mechanisms (national self­ reflection, national self-identification, national and psychological separation, national and psychological self-regulation) and factors and proved the regularities of development of national self-consciousness of personality in young. The effectiveness of the program of psychological support for the development of the young person’s national self-consciousness is proved. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject національна самосвідомість особистості ua
dc.subject національне «Я» ua
dc.subject ґенеза ua
dc.subject національна саморефлексія ua
dc.subject національна самоідентифікація ua
dc.subject національна самореалізація ua
dc.subject юнацький вік ua
dc.subject национальное самосознание личности ua
dc.subject национальное «Я» ua
dc.subject развитие ua
dc.subject национальная саморефлексия ua
dc.subject национальная самоидентификация ua
dc.subject национальная самореализация ua
dc.subject юношеский возраст ua
dc.subject person’s national self-consciousness ua
dc.subject national «I» ua
dc.subject development ua
dc.subject national self-reflection ua
dc.subject national self-identification ua
dc.subject national self-realization ua
dc.subject juvenile age ua
dc.subject.classification 159.922.6:159.923.2-053.67 ua
dc.title Психологічні основи розвитку національної самосвідомості в юнацькому віці ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу