У дисертації вперше у вітчизняному релігієзнавстві здійснено цілісний аналіз
розвитку естетичної аксіології в сучасній християнській теології та релігійної філософії.
Естетична аксіологія привернула увагу сучасних релігійних філософів та
теологів як засіб для легітимізації християнського світогляду перед викликами
спочатку епохи модерну, а потім – доби постмодерну. У протистоянні онтотеології
та нігілізму у центр релігійної аксіології висувається цінність прекрасного, яка
позначає не лише гармонію світу, а й гідні міжособистісні відносини. Християнська
естетична аксіологія XX століття надавала великого значення інтуїтивному
естетичному пізнанню та теоріям символічного влаштування всесвіту. Релігійна
естетична аксіологія на початку XXI століття розвиває вчення про цілісність
естетичного пізнання та іконічність існування.
Для сучасної християнської аксіології справжнє існування є відносинами
взаємного дарування. А саме, людина стає особистістю лише приймаючи саму себе
як дарунок і дякуючи за цей дарунок. Саме відносини дарування є красивими і
такими, що конституюють всяку красу. Творчість – Бога або людини, народження,
соціально відповідальний вчинок – все це випадки відносин дарування. Все це
моменти, у яких краса існування проявляється найбільше. Сучасна християнська
аксіологія доводить, що зв’язок релігійного досвіду з естетичним та етичним у
людині не є недоліком, але позитивним моментом, що вказує на присутність
релігійного там, де людина дана у її цілісності.
Сучасна християнська аксіологія протистоїть постмодерному світогляду як
нігілізму, який спирається на абсолютизацію значення цінності величного.
В диссертации впервые в отечественном религиоведении осуществлен целостный
анализ развития эстетической аксиологии в современной христианской теологии и
религиозной философии.
Эстетическая аксиология привлекла внимание современных религиозных философов
и теологов как средство для легитимизации христианского мировоззрения перед вызовами
сначала эпохи модерна, а затем – эпохи постмодерна. В противостоянии онтотеологии и
нигилизму, в центр религиозной аксиологии выдвигается ценность прекрасного, которая
обозначает не только гармонию мира, но и достойные межличностные отношения.
Христианская эстетическая аксиология XX века придавала большое значение
интуитивному эстетическому познанию и теориям символического устройства вселенной.
Религиозная эстетическая аксиология в начале XXI века развивает учение о целостности
эстетического познания и иконичность существования.
Для современной христианской аксиологии настоящее существование является
отношениями взаимного дарения. А именно, человек становится личностью только принимая самого себя как дар и благодаря за этот дар. Именно отношения дарения
являются прекрасными и конституирующими любою красоту. Творчество – Бога или
человека, рождение, социально ответственный поступок – все это случаи отношений
дарения. Все эти моменты, в которых красота существования проявляется больше всего.
Современная христианская аксиология доказывает, что связь религиозного опыта с
эстетическим и этическим в человеке не является недостатком, но положительным
моментом, указывает на присутствие религиозного там, где человек дан в его целостности.
Перенос внимания на красоту межличностных отношений приводит к необходимости
дополнения теологической эстетики теологией драмы. Трагичность межличностных
отношений касается не только социального бытия человека, но и его отношений с Богом.
Более того, красота мира истолковывается как такая, что должна стать частью мира
Богочеловеческого существования. Теологическая эстетика и теология драмы становятся
наиболее действенным способом обновления христианской апологетики, легитимизацией
религиозного утопизма и новым способом иллюзорного преодоления действительных
жизненных противоречий.
Современная христианская аксиология противостоит постмодерному мировоззрению
как нигилизму, который опирается на абсолютизацию значения ценности величественного.
При этом величественное истолковывается как связанное с де-персонализацией
трансцендирования к ничто, в то время как красота является полнотой бытия, любви и
жизни.
In the dissertation for the first time in the national religious studies a holistic analysis of the
development of aesthetic axiology in modern Christian theology and religious philosophy was
made.
Aesthetic axiology attracted the attention of modern religious philosophers and
theologians as a means of legitimizing the Christian worldview before the challenges of
the modern era, and then the days of postmodernism. In opposition to ontoteology and
nihilism the center of religious axiology pushes the value of beauty, which denotes not
only the harmony of the world, but also worthy interpersonal relations. The Christian
aesthetic axiology of the 20th century attached great importance to the intuitive aesthetic
knowledge and the theories of the symbolic arrangement of the universe. Religious
aesthetic axiology at the beginning of the 21st century develops the doctrine of the
integrity of aesthetic knowledge and the iconic nature of existence.
For today's Christian axiology, the true existence is the relationship of mutual talent.
Namely, a person becomes a person only accepting herself as a gift and thanking for this
gift. It is the gift of relationships that are beautiful and constituting every beauty. Creativity - God or man, birth, socially responsible act - all these are cases of talent. All
these are the moments in which the beauty of existence is manifested most. Modern
Christian axiology proves that the connection of religious experience with aesthetic and
ethical in a person is not a disadvantage, but a positive point, indicating the presence of a
religious one where a person is given in its integrity.
Modern Christian axiology opposes the postmodern worldview as nihilism, which is
based on the absolute value of the value of the majestic.