DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24082
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorКаменщук, Тетяна Дмитрівна-
dc.date.accessioned2019-04-06T11:58:40Z-
dc.date.available2019-04-06T11:58:40Z-
dc.date.issued2018-
dc.identifier.citationКаменщук, Тетяна Дмитрівна. Особливості формування просторової знаково-символічної системи знань у дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 – корекційна педагогіка / Каменщук Тетяна Дмитрівна ; [наук. кер. Гаврилов Олексій Вікторович] ; М-во освіти і науки України. - Київ, 2018. - 19 с.ua
dc.identifier.urihttp://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24082-
dc.description.abstractУ дисертації здійснено експериментальне дослідження психолого-педагогічної проблеми формування просторової знаково- символічної системи знань у дітей 8-12 років з помірною та тяжкою розумовою відсталістю. Досліджено механізм формування просторової знаково-символічної системи знань як психічної структури внутрішнього відображення дійсності, в основу якої покладені просторові знаки та символи. Обґрунтовано та представлено зміст навчально-корекційної методики формування просторової знаково-символічної системи знань у дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю та методичні рекомендації. Доведено ефективність проведення корекційного навчання відповідно до визначеної поетапності, що врахувала актуальний рівень розвитку дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю, послідовність уведення просторових знаків та символів і організацію системи їхнього навчання. Статистично підтверджено ефективність запропонованої експериментальної методики.ua
dc.description.abstractВ диссертации определены теоретические подходы и осуществлено экспериментальное исследование психолого- педагогической проблемы формирования пространственной знаково- символической системы знаний у детей 8-12 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В работе проанализировано состояние разработки проблемы и обобщены результаты научных исследований, которые свидетельствуют об их направленности на изучение состояния усвоения детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью знаний из различных учебных дисциплин: математики, чтения, развития речи. Вместе с тем установлено, что формирование у этих детей общей осведомленности, социально-бытовых навыков, особенностей развития у них эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов невозможно без использования пространственных знаков и символов. В процессе теоретического анализа уточнен термин “пространственная знаково-символическая система знаний” как психическая структура внутреннего отражения действительности, в основу которой положены пространственные знаки и символы, а также системные связи и зависимости между ними. Разработана методика диагностики состояния сформированности пространственной знаково-символической системы знаний у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и установлено, что весомым является учет ее иерархического четырехуровневого построения, учитывая которой выделяют оптико-предметные, предметно-пространственные, знаково-пространственные, символьно-пространственные изображения. Разноуровневая инструкция и виды помощи учитывают понимание этими детьми ситуации, способность к распознаванию, соотнесению, нахождение по аналогии или названию пространственных знаков и символов. Определены критерии усвоения пространственной знаково-символической системы знаний этими детьми, в каждом из них выделен ряд показателей, которые позволяют определить уровни ее усвоения (достаточный, средний, низкий, очень низкий, элементарный, нулевой). Обобщение результатов исследования позволило определить особенности усвоения пространственной знаково-символической системы знаний детьми этой категории: дети недостаточно усвоили пространственные знаки и символы, предусмотренные учебными программами. У них наблюдается недостаточная самостоятельность при их применении, преобладает зависимость от помощи взрослых и необходимость в стимулировании к выполнению действий. Обосновано содержание учебно-коррекционной методики формирования пространственной знаково-символической системы знаний у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и методические рекомендации. Доказана эффективность и целесообразность проведения коррекционного обучения в соответствии с определенной поэтапностью, которая учитывает актуальный уровень развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, последовательность введения пространственных знаков и символов, организацию системы их обучения. Статистически подтверждена эффективность предложенной экспериментальной методики.ua
dc.description.abstractThe author of this thesis studies theoretical approaches and makes experimental research of spatial sign and symbol knowledge system formation in children aged 8-12 with moderate and severe mental retardation. The system’s formation mechanism as a mental structure of reality reflection based on spatial signs and symbols is researched in the thesis. The author represents the contents of educational correctional technique of spatial signs and symbols knowledge system in children with moderate and severe mental retardation, proves its efficiency, and offers relevant guidelines. The represented step-by-step correctional training of children with moderate or severe mental retardation, including gradual introduction of spatial signs and symbols, and general organization of learning process has proven its efficiency. Statistical analysis has confirmed the efficiency of this experimental technique.ua
dc.language.isoukua
dc.publisherВидавництво НПУ імені М.П.Драгомановаua
dc.subjectпросторові знаки та символиua
dc.subjectпросторова знаково-символічна система знаньua
dc.subjectдіти з помірною та тяжкою розумовою відсталістюua
dc.subjectпространственные знаки и символыua
dc.subjectпространственная знаково-символическая система знанийua
dc.subjectдети с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюua
dc.subjectspatial signs and symbolsua
dc.subjectspatial signs and symbols knowledge systemua
dc.subjectchildren with moderate and severe mental retardationua
dc.subject.classification376-056.34:82’22(043.3)ua
dc.titleОсобливості формування просторової знаково-символічної системи знань у дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістюua
dc.typeOtherua
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kamenshchuk.pdf416.14 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.