Дисертаційна робота присвячена актуальній проблемі відновлення
мовленнєвого спілкування при афазії у осіб післяінсультного стану. Визначено
сучасні науково-теоретичні засади вивчення проблеми мовленнєвого
спілкування, конкретизовано особливості проявів синдрому афазії у осіб
післяінсультного стану та визначено сучасні підходи до організаційно-
методичного забезпечення відновлювального навчання при афазії. Подано
теоретичне обґрунтування методики формувального етапу експерименту,
з’ясовано особливості порушення мовленнєвого спілкування в осіб з
післяінсультною афазією.
Обґрунтовано педагогічні умови оптимізації корекційно-відновлювального
навчання. Розроблено та доведено ефективність методики відновлення
мовленнєвого спілкування при афазії у осіб післяінсультного стану.
Диссертационная работа посвящена актуальной проблеме восстановления
речевого общения при афазии у лиц, перенесших инсульт головного мозга.
Определены современные научно-теоретические основы изучения проблемы
речевого общения, конкретизированы особенности проявлений синдрома
постинсультной афазии, определены современные подходы к организационно-
методическому обеспечению восстановительного обучения при афазии.
Представлено теоретическое обоснование методики констатирующего
этапа эксперимента, которая предусматривала выявление у лиц с
постинсультной афазией особенностей нарушения речевого общения, в
частности: в звене готовности к его реализации в смысловом и операциональном
отношении, в функционировании импрессивной и экспрессивной речи,
гностико-праксических функций, обеспечивающих речь, осознанности
дефектов своей речи больными, а также личностной реактивности на резкую
потерю или нарушение речи, которая сопровождает синдром афазии и
непосредственно влияет на речевой статус больного.
Выявлено вариабельность, неоднородность и устойчивость психолого-
физиологических, речевых и личностных расстройств, определяющих состояние
речевого общения у лиц с постинсультной афазией.
Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию
процесса восстановления речевого общения при постинсультной афазии, в
перечень которых вошли: дифференцированно-интегрированный подход к
определению направления воздействия на дефект; организация специальной
педагогической среды; опора на совместную деятельность; организация
взаимодействия с семьей.
Разработана методика восстановления речевого общения при афазии у лиц
постинсультного состояния. Отличительными чертами методики стали:
системное, непрерывное, комплексное применение разработанных мероприятий
в ходе занятий с логопедом и в домашних условиях; использование
комплексного воздействия индивидуальных и малогрупповых занятий;
подготовительная работа по восстановлению базового объема инвариативных
действий и операций с целью обеспечения готовности к речевому общению;
учет взаимосвязи и комплексный подход к преодолению дефектов речи и
личностных реакций больных на резкое изменение речевого статуса; дополнение
педагогических мероприятий средствами общей стимуляции и активизации
речевой деятельности, побуждения к коммуникации, расширения возможностей
коммуникации и самоопределения личности больного; привлечение членов ближайшего социального окружения больного к активному участию в
реализации разработанных мероприятий коррекционно-восстановительного
обучения и продуктивное взаимодействие с ними в формате консультативно-
просветительской работы.
Экспериментальным путем доказана эффективность разработанной
методики и указанных педагогических условий оптимизации коррекционно-
восстановительного обучения.
The dissertation is devoted to the current problem of speech communication
restoration at aphasia of patients in post-stroke condition. The modern scientific and
theoretical principles of the study of the problem of speech communication have been
determined, the peculiarities of the aphasia syndrome manifestations of patients in
post-stroke condition have been specified and the modern approaches to organizational
and methodological support of restoration training at aphasia has been defined. The
method of the formation stage of the experiment has been theoretically determined, the
peculiarities of speech communication disorder of people at post-stroke aphasia have
been revealed.
The pedagogical conditions that ensure the success of the corrective restoration
process have been substantiated. The efficiency of method to restore speech
communication at aphasia of patients in post-stroke condition has been developed
and proved.