Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Феномен фемінності у сучасній культурі

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Буланова-Дувалко, Людмила Федорівна
dc.date.accessioned 2018-03-02T14:25:48Z
dc.date.available 2018-03-02T14:25:48Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier.citation Буланова-Дувалко, Л. Ф. Феномен фемінності у сучасній культурі : автореф. дис. … канд. філос. наук 09.00.04 / Людмила Федорівна Буланова-Дувалко ; [наук. кер. Г. С. Мєднікова] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18233
dc.description.abstract Дисертаційна робота є одним із перших комплексних культурно- філософських досліджень феномену фемінності в контексті феміністичної філософії. Концептуальне осмислення таких аспектів функціонування категорії жіночості, як нормативна гетеросексуальність, конвенційна привабливість, лукізм, б’ютифікація, ідеалізація досвіду материнства, гендерний розподіл домашньої праці, економічна експлуатація здійснюється на теоретико- методологічній основі феміністичних версій феноменології та психоаналізу. Поєднання теоретичних дискурсів кількох філософських напрямів в аналізі естетичних репрезентацій фемінності дозволило повніше осмислити механізми конструювання та трансляції стереотипних образів жіночості у культурно- історичній динаміці та обґрунтувати перспективи змістотворчого потенціалу феномену фемінності для презентації нових моделей фемінної ідентичності, не обмежуваних нормами патріархального світогляду. ua
dc.description.abstract Диссертационная работа является одним из первых комплексных культурно-философских исследований феномена феминности в контексте феминистской философии. Дискурсу патриархальной традиции западноевропейской философии присуще уничижительное утверждение категории феминности в эссенциалистском ракурсе, рассмотрение её исключительно в рамках концептуальной дихотомии мужское / женское и позиционирование феминности в качестве причины природности женской подчиненной позиции. Такой подход оправдывает фаллоцентрическую эксплуатацию женщин, определяет скрытые, но незыблемые предписания относительно роли женщины в обществе, обесценивает её опыт, способность к познанию, модели поведения и даже черты характера. Плодотворным материалом для рефлексии об истоках и механизмах конструирования гендерных стереотипов в обществе являются практики художественной и бытовой культуры, репрезентирующие культурные паттерны и метасообщения, а также произведения искусства, критически анализирующие наличествующие социальные проблемы. Соответственно, цель исследования состоит в обосновании культурно-философской концепции феминности на основе анализа культурных и художественных практик ХХ и ХХІ столетия в контексте феминистской философии. Концептуальное осмысление таких аспектов функционирования категории женственности, как нормативная гетеросексуальность, конвенциональная привлекательность, лукизм, бьютификация, идеализация опыта материнства, гендерное разделение домашнего труда, экономическая эксплуатация осуществляется на теоретико-методологической основе феминистских версий феноменологии и психоанализа. На основании обращения к таким областям визуальной культуры как реклама, декоративно-прикладное искусство мода, а также сферам культуры повседневности – домохозяйству, материнству и телесным практикам – охарактеризовано стратегии продуцирования женских идентичностей и выявлено ряд перманентно воспроизводимых образных стереотипов феминности. Анализ философско-мировоззренческого контекста выполнения женщинами репродуктивного труда в западноевропейской, американской и советской визуальных культурах на хронологической дистанции от Второй Мировой войны до сегодняшнего времени позволил выделить такие стереотипные образы феминности: патриархальная женщина, «идеальная домохозяйка», образ советсткой эмансипированной женщины-труженицы, а также современная суперженщина. Равным образом, исследование содержательного пространства рекламы дало возможность типологизировать следующие репрезентации феминности: домохозяйка, заботливая мать, сексуальный объект, феминистка и жертва, характерные для отечественного медиа пространства; искусная домоправительница, поглощенная чувством вины мать, беззаботная девушка-флеппер и суперженщина, свойственные зарубежному дискурсу рекламы. В свою очередь, индустрии моды присущи такие методы культивирования нормативной феминности как регуляционно- коммуникативная функциональность, прививание поведенческих черт женственности с помощью специфических опытов телесности, а также сексуализация детства. Для дискурса декоративно-прикладного искусства характерно использование следующих стратегий воспитания феминности: обесценивание собственных достижений самыми мастерицами, чувство неполноценности, сомнения в собственном таланте, а также привыкание к переживаниям телесных ограничений – терпению, уравновешенности и сосредоточенности, ассоциированных со стереотипными образами нормативной феминности. Реализации типовых сценариев выполнения женщинами материнской роли свойственны такие методы как общественное поощрение и обязательность выполнения своей репродуктивной роли, идеализация и нормативность этого опыта, исключительная ответственность за контроль рождаемости. Кроме того, ключевым механизмом культурного прививания нормативной феминности женским объективированным телам телесными практиками повседневности является дисциплинарность. Как следствие, сочетание теоретических дискурсов нескольких философских течений в анализе эстетических репрезентаций феминности позволило полнее осмыслить механизмы конструирования и трансляции стереотипных образов женственности в культурно-исторической динамике и обосновать перспективы смыслотворческого потенциала феномена феминности для презентации новых моделей феминной идентичности, не ограничивающейся нормами патриархального мировоззрения. ua
dc.description.abstract The dissertation is one of the first complex cultural and philosophical studies of the phenomenon of femininity in the context of feminist philosophy. The conceptual understanding of such aspects of the womanhood as normative heterosexuality, conventional attractiveness, lookism, beautification, idealization of motherhood experience, gender division of household labor, economic exploitation is realized on the theoretical and methodological basis of the feminist versions of phenomenology and psychoanalysis. The combination of theoretical discourses of several philosophical trends in the analysis of the aesthetic representations of femininity allowed to understand profoundly the mechanisms of formation and maintaining of the stereotypical feminine images through the dynamics of culture and history, to justify the perspectives of the sense-constructive potential of womanhood for the presentation of new models of feminine identity, which is not limited to the norms of patriarchal ideology. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М.П. Драгоманова ua
dc.subject фемінність ua
dc.subject гендер ua
dc.subject нормативна гетеросексуальність ua
dc.subject б’ютифікація ua
dc.subject феміністична філософія ua
dc.subject стереотип ua
dc.subject тілесність ua
dc.subject фемінна ідентичність ua
dc.subject культурні практики ua
dc.subject феминность ua
dc.subject гендер ua
dc.subject нормативная гетеросексуальность ua
dc.subject бьютификация ua
dc.subject феминистская философия ua
dc.subject стереотип ua
dc.subject телесность ua
dc.subject феминная идентичность ua
dc.subject культурные практики ua
dc.subject femininity ua
dc.subject gender ua
dc.subject normative heterosexuality ua
dc.subject beautification ua
dc.subject feminist philosophy ua
dc.subject stereotype ua
dc.subject corporeality ua
dc.subject feminine identity ua
dc.subject cultural practices ua
dc.subject.classification 141.319.8:130.2-055.2(043.3) ua
dc.title Феномен фемінності у сучасній культурі ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics