Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Формування культури навчальної діяльності молодших школярів

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Кожевникова, Ірина Іванівна
dc.date.accessioned 2017-10-30T10:36:05Z
dc.date.available 2017-10-30T10:36:05Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Кожевникова І. І. Формування культури навчальної діяльності молодших школярів : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.09 / І. І. Кожевникова ; наук. кер. В. М. Алфімов ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 21 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16087
dc.description.abstract Дисертація, присвячена проблемі формування культури навчаль-ної діяльності молодших школярів у загальноосвітній початковій школі. У роботі визначено поняття: “культура навчальної діяльності”, “формування культури навчальної діяльності”, “система умінь культури навчальної діяльності”, “культуроємкість навчальної діяльності”, “коефіцієнт культуроємкості”, “принципи формування культури”. Розкрита сутність педагогічного управління формуванням культури на основі співуправління, самоуправління учнів у процесі вивчення навчальних предметів початкової школи, розроблені проекти культури, наведена технологія формування культури навчальної діяльності молодших школярів на технологічних етапах (планування системи уроків, планування уроку, планування проектів культури, планування самостійної роботи учнів) за розробленими алгоритмами. Виявлені рівні культури (високий, середній, низький), критерії та показники її сформованості. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена проблеме формирования культуры учебной деятельности младших школьников в общеобразовательной начальной школе. Данная проблема проанализирована в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях, выявлена взаимная связь учебной деятельности младших школьников с видами культур, которые традиционно используются учителями в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, однако не в системе и вне связи с критериями сформированности культуры учебной деятельности. Культура как основа современного образования должна быть в центре внимания учителя начальных классов на уровне обучения детей всем школьным предметам и самой организации учебно-воспитательного процесса. Культура учебной деятельности младшего школьника рассматривается через содержание видов культур, в каждом из которых выделены основные умения культуры. Определено понятие “культура учебной деятельности”, раскрыты сущность и содержание культуры учебной деятельности младшего школьника. Овладение детьми умениями культуры определяет уровни культуры учебной деятельности младших школьников. Формирование культуры учебной деятельности младшего школьника есть овладение им с помощью учителя, родителей и собственных усилий умениями культуры учебной деятельности. Умения культуры дидактического, психологического, воспитательного, организационно-управленческого содержания составляют систему умений культуры младшего школьника, что характеризует его индивидуально-личностную позицию в обучении и жизнедеятельности, способствует осознанному проявлению внутренних состояний личности в учебной деятельности, повышению академических успехов. В соответствии с логикой формирования культуры учебной деятельности ее эффективность (культуроемкость) оценивается путем вычисления коэффициента культуроемкости на основе разработанной в исследовании математической методики. В диссертации выявлены и сформулированы принципы формирования культуры учебной деятельности, рассмотрено педагогическое управление (соуправление, самоуправление ученика) формированием культуры. Практическое формирование культуры учебной деятельности младших школьников зависит от влияния культуры воспитания родителей, педагогической культуры учителя, от его умений планировать систему уроков, содержание урока, разрабатывать проекты культуры, организовывать самостоятельную работу детей на основе педагогических проектов. В диссертации разработаны алгоритмы такого планирования и проектирования на технологически этапах. Решению проблемы культуры учебной деятельности младших школьников способствует целенаправленное создание учителем и самими детьми на уроках, других занятиях необходимого фона культуры, который содержательно зависит от особенностей учебного материала и возможностей влияния культуры на учебную деятельность детей. Культура учебной деятельности младших школьников характеризуется проявленными ими уровнями культуры (высокий, средний, низкий). В диссертации разработаны качественные характеристики этих уровней. Наличие уровней культуры потребовало разработки диагностики умений культуры учебной деятельности детей, выделения критериев и показателей ее сформированности, диагностики эффективности (результатов) обучения. В диссертации представлены теоретический аппарат культуры учебной деятельности, технология формирования культуры учебной деятельности. ua
dc.description.abstract The dissertation is devoted to the problem of developing the culture of learning activities of children at primary school. In the paper are formulated the definitions of the terms ‟culture of learning activities„, ‟development of culture of learning activities„, ‟system of culture skills„, ‟culture capacity of learning„, ‟coefficient of culture capacity„, ‟principles of culture building up„. Given is the essence of pedagogical management of culture development basing on the common management, self management in the process of learning the school subjects in the primary school, culture work projects have been worked out. The technique of culture development in learning activities of primary students has been created during the technological stages (the planning of the lessons system, the lesson planning, the culture work projects, planning of pupils independent work due to the algorithms worked out). Described are culture levels ( high, average, low) and criteria and values of the degree of its development. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject культура навчальної діяльності ua
dc.subject рівні культури ua
dc.subject уміння культури ua
dc.subject культуроємкість ua
dc.subject проекти культури ua
dc.subject критерії і показники культури ua
dc.subject культура учебной деятельности ua
dc.subject уровни культуры ua
dc.subject умения культуры ua
dc.subject культуроемкость ua
dc.subject проекты культуры ua
dc.subject критерии и показатели культуры ua
dc.subject culture of learning activities ua
dc.subject culture levels ua
dc.subject learners culture skills ua
dc.subject culture capacity ua
dc.subject culture projects ua
dc.subject criteria and values of culture ua
dc.subject.classification 37.01.008 ua
dc.title Формування культури навчальної діяльності молодших школярів ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics