DSpace at library NPU Dragomanova » Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова » Серія 03. Фізика і математика у вищій і середній школі » Випуск 16 »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15585
Title: Навчально-методичний комплекс з теоретичної фізики : теоретичні та практичні аспекти створення
Authors: Школа, О. В.
Keywords: теоретична фізика
навчально-методичний комплекс
напрям підготовки Фізика*
теоретическая физика
учебно-методический комплекс
направление подготовки Физика*
teaching and methodical complex of training Physics*
theoretical physics
subject competence
Issue Date: 2015
Publisher: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Школа, О. В. Навчально-методичний комплекс з теоретичної фізики : теоретичні та практичні аспекти створення / О. В. Школа // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 3 : Фізика і математика у вищій і середній школі : зб. наук. праць. – Київ : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2015. – Вип. 16. – C. 58-67.
Abstract: У статті висвітлено теоретико-методичні підходи до створення навчально-методичного комплексу з курсу теоретичної фізики (на прикладі навчальної дисципліни “Термодинаміка і статистична фізика”) в умовах кредитно-модульної системи організації навчально-виховного процесу для студентів фізичних спеціальностей педагогічних ВНЗ. Підготовку окремих елементів останнього здійснено на основі системного аналізу галузевого стандарту вищої освіти, чинних навчальних планів і програм курсу теоретичної фізики, логічних схем його побудови у провідних вітчизняних вишах та загалом спрямовано на розв’язання головного завдання: засвоєння майбутнім учителем фізики фундаментальних наукових знань повинно сприяти розвитку особистості, має носити діяльнісний характер та бути органічно включено в процес формування його професійної компетентності.
В статье освещены теоретико-методические подходы к созданию учебно-методического комплекса по курсу теоретической физики (на примере учебной дисциплины “Термодинамика и статистическая физика”) в условиях кредитно-модульной системы организации учебно- воспитательного процесса для студентов физических специальностей педагогических вузов. Подготовку отдельных элементов комплекса осуществлено на основе системного анализа научно- методических работ по теории содержания образования, отраслевого стандарта высшего образования, образовательно-квалификационной характеристики будущего учителя физики, действующих учебных планов и программ курса теоретической физики, логических схем его построения в ведущих отечественных вузах и в целом направлены на решение главной задачи: усвоение будущим учителем физики фундаментальных научных знаний должно способствовать развитию личности, должно носить деятельностный характер и быть органически включено в процесс формирования его профессиональной компетентности. Современная практика преподавания курса теоретической физики в педагогических вузах Украины характеризуется отсутствием единого учебно-методического комплекса дисциплины, наличием соответствующих проблем дидактического и методологического характера, что в целом свидетельствует об актуальности темы исследования. На основе системного анализа научно- методической литературы в контексте проблемы исследования автором коротко описаны концептуальные основы создания УМК по курсу теоретической физики: 1) онтологическое соответствие комплекса содержанию обучения; 2) структурная целостность и системность; 3) открытость и динамичность; 4) функциональность; 5) информативность, четкость и лаконичность. Все материалы УМК должны соответствовать требованиям государственного стандарта высшего образования, обеспечивать реализацию деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов, индивидуализацию обучения, стимулировать познавательную активность студентов, систематическую самостоятельную работу в течение семестра, формирование профессиональных качеств личности будущего учителя физики. Необходимой составляющей современного УМК должно быть наличие электронных версий всех его элементов, что обеспечит их системное использование при дистанционной форме обучения. На основе сформулированных концептуальных положений создания современного УМК по теоретической физике и обобщения автором собственного педагогического опыта приведены основные характеристики разработанных и апробированных в ряде вузов Украины учебных изданий: типовой программы курса, пособий для лекционных и практических занятий, сборника тестовых заданий. Практика использования соответствующего учебно-методического обеспечения на протяжении нескольких лет свидетельствует о его высоком научно-методическом уровне, являясь мощным средством улучшения уровня и качества фундаментальной подготовки будущих учителей физики, стимулирования их самообразования, дифференциации и индивидуализации обучения, развития интеллектуальных и творческих способностей. Разработанный учебно-методический комплекс повышает качество профессиональной (фундаментальной) подготовки будущих учителей физики и способствует, таким образом, росту их конкурентоспособности на современном рынке труда.
The article shows the theoretical and methodical approaches to creation of educational and methodical complex of the theoretical physics course (on the example of the discipline “Statistical Physics and Thermodynamics”) in conditions of credit-modular system of organization of educational process for students of physical specialties in pedagogical universities. Preparation of individual elements of this complex was made on the basis of the system analysis of higher education standard, existing curricula and curriculum of theoretical physics, the logic of its construction at leading universities and aims to solve the main task: future teacher of physics should learn fundamental scientific knowledge which helps to develop his/her personality, this process should be active and to be organically included in the formation of his/her professional competence.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15585
Appears in Collections:Випуск 16

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Shkola.pdf366.69 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.